Игорь Шафаревич об антисемитизме...
...никто никогда не разъяснил то, с чего, казалось бы, надо было начать, — что это такое, антисемитизм, что подразумевается под этим словом?
По сути-то речь идѐт о том самом запрете: не допустить даже как предположение, что действия каких-то еврейских групп, течений, личностей могли иметь отрицательные последствия для других.
Но так открыто его формулировать, конечно, нельзя.
Поэтому и напрасно добиваться ответа, его дано не будет, ибо тут и заключается взрывная мощь этой атомной бомбы:
в том, что вопрос уводится из сферы разума в область эмоций и внушений.
Мы имеем деле с символом, знаком, функция которого — мобилизовать иррациональные эмоции, вызвать по сигналу прилив раздражения, возмущения и ненависти.
Такие символы или штампы, являющиеся сигналом для спонтанной реакции, — хорошо известный элемент управления массовым сознанием.
И применяют обычно штамп «антисемитизма» именно как средство воздействия на эмоции, сознательно игнорируя логику, стремясь увести от всякого с ней соприкосновения.
Яркие примеры можно встретить у автора, вообще весьма озабоченного этой темой, А. Синявского.
В уже цитированной нами статье в № 1 журнала «Континент» он пишет:
«Здесь уместно сказать несколько слов в защиту антисемитизма в России.
То есть: что хорошее скрыто в психологическом смысле в русском недружелюбии (выразиться так — помягче) к евреям».
И разъясняет, что сколько бы бед русский человек ни натворил, он просто не в силах постичь, что всѐ это получилось от его же собственных действий, и валит грех на каких-то «вредителей» — в частности на евреев.
Но дальше, подымаясь до пафоса, автор по поводу еврейской эмиграции (до которой, конечно, евреев довели русские), восклицает:
«Россия — Мать,
Россия — Сука,
ты ответишь и за это очередное,
вскормленное тобою и выброшенное на помойку (?) дитя».
Видите, автор даже берѐт русских под защиту, старается, сколько возможно, извинить их антисемитизм, найти в нѐм что-то и «хорошее», ибо ведь они не ведают, что творят, а в современной терминологии — невменяемы (хотя Россия — Сука всѐ же ответит и за это и за что-то ещѐ…).
И уж от такого защитника читатель принимает на веру, без единого доказательства, утверждение о том, что «недружелюбие» русских к евреям как нации действительно существует, и не задумывается, всегда ли евреи «дружелюбны» к русским?
В каком другом вопросе такой трюк сошѐл бы с рук?
И. ШафАРЕВИЧ "РУСОФОБИЯ"
Комментарии