Системные ошибки РФ в технологической области

Буквально недавно на одном из специализированных заводов обслуживающих космические программы были выявлены проблемы, связанные с производством двигателей для российских ракет-носителей. Финансист (а по старому – бухгалтер) Комаров, ныне возглавляющий ГК «Роскосмос» провёл «разбор полётов» на Воронежском механическом заводе, выпускающим двигатели для этого типа ракет, в результате чего был уволен директор предприятия. Причиной проверки стал очередной неудачный запуск. На этот раз грохнулся космический грузовик «Прогресс», который должен был доставить на МКС более двух тонн различных грузов. Грузы вместе с остатками корабля благополучно сгорели с плотных слоях атмосферы, а некоторая их часть упала между Горно-Алтайском и Кызылом на территории Тывы.

Журналист Рогозин, курирующий космическую отрасль в Правительстве России, буквально сразу нашёл «вирус» поразивший подконтрольную ему отрасль. В своём Твиттере он заявил, что причиной неполадок при производстве ракетных двигателей стала подмена документации и технологии их изготовления. Бороться с «вирусом» решили путём создания очередного холдинга и финансовым вливанием на техническое переоснащение. Методы прямо скажем экзотические для такого случая. Но для журналиста-международника это ещё не самое плохое решение.

Если бы Дмитрий Рогозин закончил не журфак МГУ, а, ну скажем, МВТУ им. Баумана, то он бы понимал, что бороться с нарушением технологических процессов путём создания холдингов совершенно бесполезно. Во всём цивилизованном мире для этих вопросов давно придумали систему профильной сертификации производства независимыми центрами (третьей стороной). Процесс сертификации должен осуществляться органом, признанным в профессиональной среде и обязательно независимым. В СССР этим вопросам уделялось большое значение. Но в современной России, пропитанной нигилизмом, подобные вопросы можно решать исключительно методом создания совершенно бесполезных холдингов и прочих конструкций, которое позволяют «оседлать» бюджетные финансовые потоки, но некоем образом не оказывают влияние на культуру производства.

Например, за сертификацию производства в авиационной отрасли буквально недавно отвечал независимый орган – Межгосударственный авиационной комитет (МАК), имеющий все полагающиеся международные соглашения в этой области. Однако, в ноябре 2015 года группа заинтересованных лиц в Правительстве России решила перераспределить функции МАКа между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом.

Минпрмторг начал активно рисовать бессрочные лицензии, раздавая их холдинговым структурам, которые к производству или разработке авиационной техники не имеют совершенно никакого отношения. Дальше -больше…

К примеру, холдинг Вертолёты России, получивший бессрочную лицензию Минпромторга в апреле 2015 года, а уже к 2016 году, в рамках реализуемой им программы по повышению идиотизма в вертолётной отрасли, начал сам рисовать Свидетельства (Сертификаты) предприятиям, акциями которых он владеет. По понятным причинам, бесправные предприятия, полностью контролируемые руководством холдинга, не могут и вякнуть против деяний, засевших в АО «Вертолёты России» нигилистов. Сколько поступает средств в кассу холдинга за процесс «сертификации», неизвестно, но эта «услуга» явно не бесплатная, хотя и совершенно бесполезная.

Чтобы понять всю абсурдность так называемого процесса «сертификации» достаточно рассмотреть любой выданный холдингом  сертификат. Ну к примеру если внимательно рассмотреть Свидетельство № 000002, выданное АО «356АРЗ», подписанное и.о. гендиректора холдинга с говорящей фамилией Козлов, то сразу становится очевидны серьёзные нестыковки со здравым смыслом.

Во-первых, нетрудно заметить, что слова «свидетельство» и «сертификат» имеют в английском языке одинаковое отображение – CERTIFICATE. То есть выдавая вроде бы как безобидное Свидетельство (мало ли о чём может свидетельствовать акционер), по факту, для внешнего потребления, холдинг выдаёт не что иное, как Сертификат.

А это уже ко многому обязывает – в частности, соответствовать хоть каким-то авиационным правилам или нормам. А какие нормы могут быть генерированы холдинговой ширмой? То есть на начальном этапе уже понятно, что дело тут нечисто…

Во-вторых, вызывает неподдельный интерес сам текст «документа». Исходя из того, что там написано, следует, что ни кто-нибудь, а именно АО «Вертолёты России» одобрили, получившую подобную бумажку структуру в качестве авиаремонтного предприятия.

Какое отношение АО «Вертолёты России» имеет к процессу одобрения? Ведь сам холдинг, являясь рядовым акционером ряда производственных структур, сам не имеет совершенно никакого отношения к вопросу разработки или производства вертолётной техники. И это общеизвестно. В холдинге протирают штаны совершенно не изуродованные интеллектом руководители, секретарши, водители и немного «блатного материала», являющегося детьми «правильных родителей». Более там никого нет. Так кто же разработал нормативы и проводил работы по сертификации? Вот, чтобы этого вопроса не возникало, на красочной бумажке с водяными знаками поставили вторую печать – АО «МВЗ им. М.Л. Миля». Но ведь нигде в тексте не сообщается, что к процессу этой «левой» сертификации имеет отношение разработчик. Так, что же заверил своей печатью и.о. генерального директора АО «МВЗ им. М.Л. Миля»? С таким же успехом на эту бумажку можно шлёпнуть ещё пару-тройку разных печатей. Её смысл от этого не изменится.

Более того, наличие двух печатей размывает однозначность в плане ответственности, выдавшего эту красочную бумажку, на основании которой получатель допускается к работам в сфере авиационной безопасности. Кто будет нести ответственность в случае любого авиационного происшествия с отремонтированными на таком предприятии вертолётами если комиссия выявит нарушение технологического процесса при ремонте вертолётов: АО «Вертолёты России» или АО «МВЗ им. М.Л. Миля»? Или начнётся бесконечное «перепахивание» ответственности между этими структурами? Вопросов возникает много…

Можно предположить, что подобные красочные, но совершенно бесполезные фантики руководство АО «Вертолёты России» продаёт в приказном порядке только своим подконтрольным предприятиям, в которых оно является мажоритарным акционером, в качестве своеобразного «Сертификата акционера». Но нет. Счастливым обладателем Сертификата акционера № 000001 стал казахский авиаремонтный завод № 405. И подписывал этот исторический сертификат ещё сам А.Михеев, когда находился в должности генерального директора холдинга. Собственно именно при нём и начали реализовывать эту аферу. До этого процесс сертификации был прерогативой исключительно разработчика вертолёта. Возможно, наивные казахи настолько забыли русский язык за период самостоятельности, что не в состоянии прочитать написанное, или у степных жителей тоже наступил период «ответственного идиотизма».

Но казахи, это ладно – по сути свои. Им можно втюхать всё что угадано. Интересно, сколько ещё предприятий удастся оболванить руководству холдинга и кто первый не поленится и прочитает то, что написано на этой красочной бумажке?!

Пока Дмитрий Рогозин пытается создать очередной бредовый холдинг для борьбы с техническим беспределом, не проще ли навести порядок в уже существующих. А лучше разогнать их всех, создав существовавшие в СССР отраслевые министерства. Ведь именно благодаря структуре отраслевых наркоматов (прообразов будущих министерств) в 30-х годах прошлого века Иосифу Сталину удалось заложить основы мощной промышленности СССР, которую нынешние «вожди» до сих пор разворовать никак не могут. При этом обязательным и категорическим условием отраслевых министерств должно быть отсутствие в них торговых функций, ибо тогда они будут просто «торговать промышленностью». По подобию нынешнего Минпромторга, возглавляемого Денисом Мантуровым.