Сколько реституций выдержит бюджет?

Северная Пальмира нарасхват

Передача Исаакия нелепа, непорядочна и незаконна. В данном случае  дело не в принципиальном возврате любым реальным законным собственникам отобранного или уничтоженного в лихие большевистские годы имущества,  недвижимости и иной собственности, документально подтверждаемых сегодня.

Дело в реальной бессмысленности и ложности мероприятия по возврату церковного имущества именно сегодняшней РПЦ, ибо она юридически не является правопреемницей той, царской православной церкви. Как не являются правопреемниками и всероссийские организации других наших религий. В строгом смысле правопреемниками разрушенных или отобранных в годы красной чумы храмов и мечетей могли бы являться  общины верующих, содержащих и использующих данный храм сегодня, если бы они имели документы о том, что их предки были прихожанами именно этого храма.

Вопрос сей тщательно обходится и властью, и религиозными начальниками, и самими верующими, поскольку никто прихожанам никогда и не намекал,  что это ИХ собственность, построенная на ИХ или на ИХ предков деньги, если наследование подтверждено судами и документами…

Сотни храмов и мечетей в последние годы построены вскладчину или вообще одним праведником или жертвователем, но почему-то ставятся «на баланс» соответствующей региональной религиозной структуре. В то время как эта религиозная структура фактически получает храм в целевое пользование для производства религиозных обрядов и церемоний, не более. Да и не может быть иначе в светской стране, где религия  отделена от государства,  свобода совести защищена конституцией, а право собственности должно быть подтверждено юридически бесспорными документами.

Но вернёмся к возврату древностей нынешним религиозным властям под флагом реституции. Разгромленные в советские годы религиозные организации в момент своей гибели никаким образом не завещали и не переписывали право собственности будущим своим преемникам и последователям.

Их владение недвижимостью и имуществом было юридически сомнительным, зижделось на традиции, ибо возводились эти храмы и украшались на мирские деньги.

Удивительна и многолетняя кампания в стране по реставрации разрушенных и возведению новых культовых сооружений за государственный счёт с передачей их на баланс нескольких, признанных властью традиционными, религиозных объединений из множества существующих в стране культов.

В той же Москве возведены, возводятся или намечены к строительству СОТНИ церквей!.. А в глубинке страны – тысячи. Таким образом, за последние 25 лет в России возведено новых храмов и мечетей в РАЗЫ больше, чем их было до революции! О чём тогда вообще разговор?..

При этом НИ ОДИН сегодняшний настоятель храма не является документально физическим лицом - наследником или владельцем именно того храма, где ныне служит и преуспевает! Он – наёмный работник культа. В любой момент вышестоящее духовное начальство его отзовёт, переведёт в другую епархию или вообще откажется от его услуг!

Понятно, когда надеются на реституцию граждане, всамделишные наследники и потомки. Не буду возражать, если мне предложат  хотя бы какую компенсацию за двух раскулаченных дедов, за сожжённые при коллективизации дома и отнятый скот и добро, их страдания и горести за время 10-летней ссылки в медвежьи углы Сибири, и страдания их обездоленных детей и внуков. Но на эту тему – молчок на всех этажах власти, глубоко озабоченной моим благополучием на том свете.

Только в Москве построено более 200 церквей, а по всей стране – десятки тысяч, в разы больше, чем было до 1917 года… Так что, похоже, как ни считай, страна давно рассчиталась с верующими, вернее, с религиозным  бескорыстным начальством.

И чьё таки оно, всё это каменно-кирпично-иконное богатство страны, если верующие юридически не владельцы оного, а лишь прихожане, три раза в году заглядывающие на огонёк праздничной службы?... Господи, подскажи и посоветуй!