"Мэрзкий" союз
На модерации
Отложенный
В громком деле о хищении бюджетных средств фигурируют дети мэра Айдаева
Как утверждают адвокаты главного обвиняемого в многомиллионных аферах с бюджетными деньгами, Юрий Турченюк — жертва оговоров. Однако, по мнению следствия, именно этот бизнесмен является главным организатором схемы увода бюджетных миллионов
Остальные фигуранты по уголовному делу лишь пособники, которые помогли ему осуществить мошенничество. Защитники Турченюка пытаются убедить следствие, что их клиент совершил всего лишь безобидное самоуправство с миллионами.
Недавно суд должен был вынести приговор в отношении первого обвиняемого — бывшего гендиректора МУП «Улан-Удэнская управляющая компания» Баира Цыренжапова. Однако долгожданного наказания суда не последовало. Таким образом, начало уголовного процесса по делу о гигантской афере в республике застопорилось в суде. А в СМИ активизировались адвокаты главного фигуранта Юрия Турченюка.
Хроника аферы
В 2006 году правительство республики и администрация Улан-Удэ передали функции по обеспечению столицы горячей водой и отоплением от МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» (МУП «УУЭК») в ОАО «ТГК-14». А бездействующая муниципальная контора подлежала закрытию. Неясно, почему мэрия не ликвидировала организацию, генерирующую лишь убытки, а продолжала платить заработную плату гендиректору, бухгалтеру и юристу уже никчемной организации? В последующем МУП «УУЭК» сыграет свою главную роль в хищении бюджетных миллионов.
По мнению следствия, бизнесмен Юрий Турченюк, владелец ООО «Бизнес-Трейд» и ООО «Строительная фирма «Монолит», Алексей Глазков, гендиректор МУП «УУЭК», Баир Цыренжапов, гендиректор МУП «Улан-Удэнская управляющая компания», и Александр Лопатин, помощник судьи Арбитражного суда Бурятии, были знакомы давно. Их союз перерастет в компанию, которую позднее следователи ФСБ квалифицируют как «организованная преступная группировка».
По мнению следствия, именно Юрий Турченюк — идейный вдохновитель и инициатор хищения федеральных миллионов через бездействующее МУП. В 2006 году от МУП «УУЭК» в Управление ФНС они направили документы на возмещение НДС. Якобы компенсацию по льготным категориям граждан за прошедшие годы. В налоговой инспекции засомневались в обоснованности возврата налогов и отказали в выплатах. Спор перешел в Арбитражный суд республики. Судебные тяжбы растянулись. И лишь в марте 2008 года Арбитражный суд постановил выплатить возмещение «УУЭК». Решение на исполнение было отправлено в Управление Федерального казначейства. Спустя некоторое время часть денег — 31 млн. рублей — поступает на счета МУП «УУЭК». У команды Турченюка к этому моменту уже все готово. Изготовлены поддельные исполнительные листы Арбитражного суда республики о том, что якобы МУП задолжало ООО «Бизнес-Трейд» 59 млн. рублей. Следствие установило, что судебные фальшивки за вознаграждение изготовил Александр Лопатин. Поступившие 31 млн. рублей сразу со счетов МУП ушли на счета «Бизнес-Трейда», а затем в ООО «Реалстрой». Эта организация, как и несколько других фирм-однодневок, была создана знакомым Баира Цыренжапова Игорем Запариным для обналичивания денег по векселям.
Каждое действующее лицо получило определенное вознаграждение за свою роль в махинациях с казенными миллионами. Налоговая инспекция заваливает мэрию просьбами проверить целевое расходование бюджетных средств. Однако ответ от городских властей так и не поступил. Осенью 2008 года налоговики перечисляют в МУП «УУЭК» еще 40 млн. рублей, которые снова ушли Турченюку и его компаньонам. На просьбы налоговиков проверить целевое расходование и этих денег власти снова не откликаются. К концу 2008 года Юрий Турченюк с подельниками организует процедуру банкротства уже использованного ими МУП «УУЭК».
Шик на миллионы
После этой аферы Юрий Турченюк в Москве приобрел два «Лексуса» стоимостью три с половиной миллиона рублей каждый. Один он регистрирует на тещу, а второй на племянника мэра Александра Доржиева. Кроме «Лексусов», бизнесмен покупает в Иркутске еще два дорогих БМВ. Их стоимость почти 4 млн. рублей каждый. Одну из машин он оформляет все на того же Доржиева.
Тем временем, в Улан-Удэ Турченюк за смешные деньги купил автовокзал, помещения авиакасс в «Прогрессе», несколько СМИ, охранные агентства, заводы, объекты МУП «Водоканал» и турбазу на Байкале. Кстати, по неофициальной информации, эта собственность позднее перешла все тому же племяннику Айдаева. Бизнесмен выкупил недвижимость на 7-м этаже по улице Модогоева у МУ «Улан-Удэстройзаказчик». Эта квартира была одной из тех, которая отошла в собственность города. Покупка обошлась ему в 3 млн. 500 тысяч рублей. Уже через неделю муниципальное стройучреждение эти деньги бизнесмену возвращает. Якобы за маркетинговые исследования. В итоге бизнесмен остается и с деньгами, и с выведенной из муниципальной собственности недвижимостью. Позже хозяйкой новенькой квартиры, купленной Турченюком, становится дочь мэра Наталья Айдаева. Известно также, что ее данные фигурируют еще в одной сделке.
Будучи владелицей другой квартиры, она ее недорого продала директору МУП «УУЭК» Алексею Глазкову. А его супруга ездит на RAV-4, принадлежащем Наталье.
Летом 2008 года Юрий Турченюк улетает на чемпионат Европы по футболу с сыном мэра Сергеем Айдаевым и с сыном одного из московских генералов МВД. Сергей Айдаев тогда трудился помощником председателя Верховного суда Бурятии. Позднее в ходе следствия его задержали на иркутской квартире находившегося в розыске Юрия Турченюка. Из неофициальных источников известно, что мэрский сын помог следствию выйти на след афериста в обмен на умолчание о его причастности.
Включились связи?
Казалось бы, следствие по делу о гигантской афере упорно шло к логическому завершению. Все фигуранты арестованы, часть заговорила и дала признательные показания. И вот первый процесс вдруг замер.
Баир Цыренжапов согласился сотрудничать со следствием и заключил досудебное соглашение в обмен на существенное смягчение наказания. Спустя полгода он был отпущен из-под стражи под подписку о невыезде. Обвинение в отношении его квалифицировано по двум статьям: «Мошенничество в особо крупном размере» и «Легализация средств, полученных в результате мошенничества».
Подобное сотрудничество с подследственными введено в практику недавно. Участник изолируется от остальной группы, ему обеспечивается государственная защита, и в отношении такого фигуранта производство по уголовному делу расследуется отдельно. Из неофициальных источников известно, что после решения Баира Цыренжапова помогать следствию во время предварительного расследования на него не раз оказывалось давление и в его адрес поступали угрозы. В связи с этим было принято решение о выделении в отношении его дела в отдельное производство. В сентябре прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении Цыренжапова, и материалы уголовного дела переданы в суд.
Пятого октября, когда фактически рассмотрение подошло к концу, логического финала не получилось. Вместо вынесения первого приговора по беспрецедентному делу суд вернул уголовное дело прокурору с формулировкой — доказательства в обвинительном заключении приведены не в том порядке… Хотя уже все обстоятельства и факты были рассмотрены. Обвиняемый Цыренжапов признал свою вину, согласился с предъявленными обвинениями. А стороны уже выступили в прениях со своими позициями. Такого сюрприза, тем более в суде, а точнее от суда, не ожидал никто. Государственное обвинение все же возразило на решение суда. В кассационную инстанцию направлено представление о повторном направлении уголовного дела в тот же суд. Прокуратура утверждает: претензия суда несущественна и вынести приговор по существу возможно.
Понятна растерянность и обвинения, и следствия. Их титаническая работа по выявлению и доказыванию фактов хищения оказалась на грани срыва. Только вот возникает закономерный вопрос: кто в этом заинтересован? И неужели этот кто-то настолько влиятелен, что даже представители Фемиды не могут оставаться беспристрастными... Ведь суд фактически лишил Цыренжапова права исполнения досудебного соглашения, которое обвиняемый заключил со следствием. Государством ему были гарантированы смягчение наказания и процесс в особом порядке. За защитой своих прав, опасаясь не найти законного исхода, Баир Цыренжапов намерен обратиться к президенту России.
Подвел тещу под статью
В отношении Валентины Афонькиной, тещи Юрия Турченюка, органами следствия возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 303 УК РФ «Фальсификация доказательств». А его супруга Светлана ударилась в судебные тяжбы со следствием
Пожилая мать жены оказалась под следствием по обвинению в фальсификации доказательства. Арестованный автомобиль «Лексус LX -570» 2008 года выпуска стоимостью 3 млн. 500 тысяч рублей зарегистрирован на нее.
По доверенности на машине ездил зять Юрий Турченюк. По мнению органов следствия, дорогостоящий джип был приобретен Турченюком как раз в тот период, когда он получил вырученные деньги от аферы с бюджетными миллионами МУП «УУЭК». Соответственно, зять специально оформил авто на тещу, чтобы скрыть принадлежащее ему имущество, считают органы следствия.
Однако престарелая женщина, инвалид 2-й группы, пытается утверждать, что приобрела «Лексус» на свои сбережения и заемные средства, которые она взяла у частного лица. Следственные органы опровергли, что она имела возможность на подобную покупку. Установлено, что все ее доходы — это пенсия в размере 5 тысяч рублей.
Даже при очень тщательном сбережении и экономном образе жизни могла ли пенсионерка-инвалид накопить такую сумму? Данный факт следствие выделило в отдельное производство и направило в Следственное управление СКП России по Бурятии.
Жена Юрия Турченюка сейчас оспаривает в суде наложение ареста на имущество. В качестве доказательства она представила брачный контракт, который якобы был заключен незадолго до афер мужа. В документе прописано, что все недвижимое имущество оформлено на нее, а движимое, которого очень немного, — на супруга. Известно, что суд удовлетворил ее требования признать арест имущества незаконным.
Комментарии