Почему падает доллар

Недавно размышлял на тему, которая созвучна с беспокоящим пользователей рунета вопросом: «Почему падает доллар?!» Многие задаются этим вопросом, сравнивая позиции доллара по отношению к другим валютам, которые находятся на максимумах, и недоумевают относительно поведения пары доллар/рубль. Позволю себе в качестве дебюта на просторах MAXPARK изложить вкратце результаты своих размышлений.

Падение рубля 2014.

Подготовка к этому событию шла заранее и лакмусовой бумажкой предшествовавшего затишья перед бурей стало повышение зарплат федеральных чиновников в аккурат в два раза, о чём можно прочитать по ссылке (http://www.rbc.ru/politics/30/07/2014/54246e5acbb20f96caafec95). Ранее в 2.65 раза были увеличены зарплаты Президента и Премьера, хотя, справедливости ради, они по-прежнему выглядят очень скромно, по сравнению с зарплатами глав госмонополий. Но, вернёмся к падению, которое было спровоцировано не столько введением санкций, сколько двукратным падением цен на нефть, а затем и на газ – основных источников поступления долларов в страну. Не углубляясь в адекватность девальвации рубля конца 2014-го нужно вспомнить, как под новый год опустели магазины бытовой техники и автосалоны в порыве граждан приобрести хоть что-нибудь ещё по старым или отдалённо их напоминающим ценам. Так закончился 2014-й год.

Временное восстановление 2015-го.

К середине мая случилось чудо и было показалось, что пошёл обратный процесс восстановления цен на нефть, а вместе с ними и стоимости рубля, который пробил отметку в 50 рублей за одну безусловную единицу … но, как известно ненадолго. Уже к концу года доллар устремился к желанным для счастливых обладателей и продавцов зелёной наличности и безналичности 100 рублей за доллар. Однако, эту высоту ему так и не удалось взять к разочарованию заинтересованных лиц и экспертов, так как нефть, просев до 26 зелёных за баррель продержалась там недолго - ровно столько, сколько хватило для банкротства некоторых сланцевиков в США и, думаю после звонка кого надо куда надо, откатилась к минимально возможным для выживания соответствующих компаний ценам. После этого, как и полагается по китайскому календарю, наступил год обезьяны.

Вялотекущий 2016-й.

Не хотелось бы употреблять этот медицинский термин, но 2016-й год, после касания порога в 80 рублей за доллар, напоминал вялотекущую шизофрению, в которой весь мир стал участником телешоу «Выборы в США». Тем временем, наш зелёный недруг, а кому-то наоборот – милейший сердцу друг, товарищ и брат, потихоньку сбавлял обороты, изредка обозначая своё намерение снова взлететь вверх.

Понемногу опустели офисные центры, отрапортовали об очередном падении продаж автосалоны, и даже появились сообщения о предстоящих банкротствах (не будем называть имена) компьютерных гипермаркетов. По сообщениям статистических исследований россияне стали меньше есть, меньше пить, меньше ездить за границу и вообще, меньше тратить денег, которых стало просто не хватать на всех россиян. Это был високосный 2016-й год.

2017-й.

Сразу после инаугурации новоизбранного президента наступил год петуха, который, судя по всему, уже начал клевать в нужное место тех, для кого мировое потребление – гарантия прироста их состояний, а оно, потребление, как известно, падает в силу естественных причин: у стран экспортёров нефтегаза стало вдвое меньше доходов. С этим нужно что-то делать, и мне понятно что именно, но та часть людей, которая вложилась немалыми деньгами по меркам долларовых миллиардеров, вряд ли согласиться их просто так потерять.

А тем временем рубль подрастает и многих интересует почему?! На мой взгляд, причины таковы: при росте цен на всё и не растущих, а то и падающих зарплатах, в отсутствие экономического роста, в условиях сокращений рабочих мест и сжимании ориентированного на продажи бизнеса, у большинства людей не осталось денег ни на что, кроме как на еду и предметы первой необходимости. Еда из-за границы у нас теперь только неофициально и её количество на порядок меньше докризисного уровня. Бытовую технику в избыточном объёме скупили ещё в конце 2014-го. Менять как перчатки телефоны и другие гаджеты теперь могут только остатки среднего класса, да и у тех в голове всё чаще возникает вопрос о целесообразности подобных трат.

Так как все эти прелести, включая иномарки автопрома, приобретались за валюту (читай за доллары), то та часть долларовой массы, которая утекала за бугор в обмен на «зеркала и бусы» сократилась, предположим, в три, а может и в четыре раза, а та, что поступала в страну от нефтегаза вдвое. Вот и возник дисбаланс, который наш минфин предпочёл бы совместно с ЦБ исправить методом отправки в «трежес» или в фонды, удержав доллар на комфортных для монополий уровнях. Но ...

Соль в том, что если у населения нет денег, то ему без разницы, сколько будет стоить 55 дюймовый Samsung – 125.000 рублей, 165.000 рублей или 200.000 рублей … и с этим в ориентированной на импорт экономике придётся что-то делать. Поэтому доллар и падает … пока … Ну а что будет с долларом через пол года или год – это к экспертам … прогнозы – дело неблагодарное.