Ампир

На модерации Отложенный Ампи́р (от фр. empire - «империя») - стиль высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона и имел развитие в течение трёх первых десятилетий XIX века.

Поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной монументальной выразительности. Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля преобладает над конструктивным. Как и классицизм, ампир ориентирован на образцы античного искусства, но с вкраплениями художественного наследия архаичной Греции и имперского Рима. В декоре используются мотивы для воплощения величественной мощи и воинской славы (монументальные формы массивных портиков, военная символика, лавровые венки, орлы и воинские доспехи в архитектурных деталях). Кроме того, ампир включил в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.).

Отличительные признаки данного стиля - роскошь, использование ценных натуральных материалов, обилие в интерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей, напоминающих об античных храмах и дворцах. Подражание стиля античности прослеживается также в тяжелых драпировках, золотых и бронзовых инкрустациях мебели и предметов декора. Ампир проявил себя и в отделке мебели: ножки и подлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромные кровати с балдахином и т.д. Ампир настолько пришелся ко времени, настроению и вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцов и распространился по всей России.

Выдвинутые новые градостроительные и художественные идеи ряда архитекторов эпохи Великой французской революции стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период правления Наполеона целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (например, арка на площади Каррузель в Париже является повторением арки Септимия Севера в Риме). Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии. А в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.


Новый стиль выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество России. Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план. Кульминационного уровня достигло взаимодействия зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Расцвет ампира в искусстве - пожалуй, самая блистательная эпоха русской культуры. Величественность форм и благородство пропорций имперского стиля словно притягивает к себе. Поэтому ампир нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре, мебели и светильниках, фарфоре и живописи, моде и ткани, изделиях из стекла, стали и камня.

Примерами архитектурных сооружений эпохи ампира в Санкт-Петербурге являются:

1. Исаакиевский собор (О. Монферран)

2. Ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба (К. И. Росси)

3. Новое здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров)

4. Александрийская колонна (О. Монферран)

5. Московские триумфальные ворота (В. П. Стасов)

6. Горный институт (А. Н. Воронихин)

7. Михайловский дворец (К. Росси)

Краткая характеристика архитектурного стиля:

1. Характерные черты: классицизму свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются лепные украшения и скульптуры.

2. Преобладающие цвета: зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, голубой.

3. Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

4. Форма: выразительные помпезные монументальные формы.

5. Элементы интерьера: военный декор (эмблемы); символы власти.

6. Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

7. Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

8. Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.