Ардеко
На модерации
Отложенный
Ардеко - фр. «Art Deco» - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - это «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», которая состоялась в 1925 г. в Париже.
Ардеко - художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.
Данный стиль получил распространение в 1918-1939 гг. во Франции, Западной Европе и Америке. Стимулом к стремительному развитию послужила парижская выставка 1925 г., где демонстрировались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла и керамики.
В целом ардеко можно рассматривать как переходный момент от модерна к послевоенному функционализму. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, союз элементов модерна, кубизма и экспрессионизма, а также выразительные особенности технического дизайна. В искусстве сохраняются мотивы Ар Нуво, - извилистые линии, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами, а также сочетание дорогих и экзотических материалов (слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, «шкурки ящериц» и кожа крокодила). Во всем присутствует устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета.
Интерьеры, оформленные в стиле ардеко, производят впечатление суммы отдельных компонентов - мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики, - нежели единой композиции. Многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника». Создавались они с шиком и использовались в украшении фешенебельных отелей, дорогих ресторанов и салонов, поэтому иногда стиль называют «стилем Риц» (англ. Ritz Style).
В поздних формах ардеко приближается к геометрическому конструктивизму. В Италии и Германии элементы стиля, соединяясь с формами неоклассицизма, перерастали в архитектуру нового ампира - фашистского стиля третьего Рейха. Ардеко называют последним из художественных стилей, который соединял абсолютно не совместимые элементы. Вероятно, именно этим он и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие многих видов искусства.
В 1930-1950-х годах отмечают проявление «советского ардеко». В качестве характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной - произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы.
Кроме того, присутствует пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей, украшенных советской агитационной атрибутикой. В конце XX столетия смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем ардеко, возрождаются в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике. Течением в архитектуре ардеко в России так и не стал, но все же некоторые образцы позднего его проявления имеются - многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в данном стиле.
В наше время ардеко воспринимается как ретро стиль, стиль роскоши и достатка. Интерьеры, выполненные в этом стиле, как правило, не отличаются функциональностью, а служат скорее для украшения жизни. Он стремится к удовлетворению индивидуальных вкусов заказчика и разнообразию - свободно оперируя историческими знаками и символами, ардеко обращается к новым материалам, цвету, световым эффектам и этим отличается от исторических предшественников.
Примерами архитектурных сооружений в стиле ардеко являются:1. Небоскреб Chrysler Building в Нью-Йорке
2. Небоскреб Empire State Building
3. Гостиница «Москва»
Краткая характеристика архитектурного стиля:Характерные черты: небывалая роскошь, строгая закономерность, различные геометрические узоры, применение современных, дорогих и даже шикарных материалов.
Преобладающие цвета: насыщенные, интенсивные белый с черным, золотой и золотисто-коричневый. Яркие вкрапления красного, зеленого, синего, оранжевого. Как правило, используют более трех цветов одновременно.
Линии: четкие и прямолинейные вертикальные линии.
Форма: предпочтительно геометрические формы (круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы) и орнаменты, абстрактные композиции, восточные и африканские мотивы в узорах.
Элементы интерьера: элементы египетской и греческой архаики, черты ампира, некоторые идеи русских декораторов, различные формы японского, китайского, африканского искусства.
Конструкции: обтекаемые.
Материалы: блестящие сталь и латунь, мрамор и гранит, темное дерево с инкрустациями, сочетание сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня и дерева. Предметы интерьера изготавливают из слоновой кости и эбенового дерева, кокоса и бамбука, перламутра, кожи акулы, крокодила, ската, ящерицы и даже угря. Самые необыкновенные и редкие материалы в этом стиле соседствуют с абсолютно простыми и лаконичными: деревом, железом, стеклом.
Комментарии