Барокко
На модерации
Отложенный
Барокко (от итал. «barocco» - странный, причудливый) – стиль в искусстве, появившийся в Италии и получивший свое развитие в XVII- XVIII вв. в большинстве европейских стран, с приобретением в каждой из них своих особых национальных черт. Для барокко характерны грандиозность, пышность, динамика, интенсивность чувств, во всем прослеживается пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, а также света и тени. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерными деталями барокко выступают теламон (атлант), кариатида и маскарон.Благодаря пространственному размаху, причудливой пластике фасадов и сложным криволинейным планам, архитектурные сооружения барокко приобретают живописность и динамичность. Они как будто вливаются в окружающее пространство.Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой и фресками, а стены из расписанного мрамора и позолота были в те времена как никогда популярны. Мебель барокко выглядела так, будто была предназначена лишь для украшения - стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.Стиль барокко имел свое распространение в Испании, Германии, Бельгии, Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).В России стиль барокко в полной мере сформировался к концу первой половины XVIII века.
В нем явно прослеживалась тяга к созданию героизированных образов и прославлению могущества Российской империи. Одним из великих зодчих данного направления является Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Санкт-Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё российское искусство середины XVIII века.
Примерами архитектурных сооружений эпохи барокко в Санкт-Петербурге являются:1. Екатерининский дворец (Браунштейн, Квасов, Чевакинский)2. Петродворец (Браунштейн, Леблан, Растрелли, Штакеншнейдер)3. Зимний дворец (Растрелли, Стасов, Брюллов)4. Строгановский дворец (Растрелли)
Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:
Характерные черты: симметрия в стиле, простор, очень много лепнины, сложные поверхности плоскости в зданиях, экспрессивно отделанные потолки с углубленными частями.
Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона, красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок, вертикальные линии колонн, выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая, куполообразная, овальная и прямоугольная.
Элементы интерьера: массивные парадные лестницы, колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные, с растительным декором по периметру.
Двери: арочные проемы с колоннами, растительный декор.
Комментарии