Норвегия и Россия - ядерный прорыв на Севере

Многие ли в курсе, что есть такое место на земле - губа Андреева? В западной части Кольского полуострова, на побережье Баренцева моря, близ норвежско-российской границы. И что в советский период там была техническая база Северного флота по перезарядке атомных реакторов для подводных лодок, закрытая в 1992 году?
Еще недавно тысячи тонн высокорадиоактивных отходов лежали там практически под открытым небом в непростых климатических условиях. Нормализация радиационной обстановки, в конце концов, была осуществлена - в значительной мере, на норвежские средства.
Распад СССР по срокам приблизительно совпал с процессом вывода из эксплуатации советских атомных подводных лодок. Лодки (или части их оборудования) долгое время не утилизировались как следует и зачастую продолжали оставаться в том виде, в каком были, медленно ржавея, на суше и в воде - а то и под водой.
Все это хозяйство представляло собой потенциальную - и немалую - угрозу радиационного загрязнения. Время от времени угроза становилась реальностью. Еще в 1982-м в хранилище с отработавшим ядерным топливом на губе Андреева случилась авария, в результате которой в Баренцево море вытекли сотни тонн высокорадиоактивной воды.
Поскольку более сотни старых советских подлодок было дислоцировано в непосредственной близости от Норвегии - а экологические катастрофы не знают государственных границ - Норвегия поспешила начать сотрудничество с Россией по безопасной утилизации советского атомного арсенала.
В 1992-м норвежский МИД предложил России создать экспертную группу для проведения совместных исследований уровня радиоактивного и химического загрязнения на приграничной территории.
В 1995-м норвежское правительство выработало так называемый "план ядерных действий" (Nuclear Action Plan) по сокращению риска ядерных аварий и радиоактивного загрязнения на северо-востоке России. На проведение плана в жизнь было выделено примерно 30 миллионов долларов на период от трех до четырех лет.
С целью оздоровления же в 1998 году была создана совместная норвежско-российская комиссия по ядерной и радиационной безопасности. С тех пор на связанные с этой безопасностью расходы норвежской стороной было потрачено до 250 миллионов евро, и это еще не предел.
Конечно, это деньги норвежских налогоплательщиков, но налогоплательщики будто бы пока не возражают против затрат, поскольку безвредная окружающая среда - в их же собственных интересах.
Промежуточным итогом 20-летней деятельности комиссии стало, в частности, возведение новых ангаров и хранилищ для радиационных отходов на бывшей береговой базе на губе Андреева, в 1998 году перешедшей в ведение "Минатома" (так тогда назывался "Росатом").
Кроме того, были созданы условия для вывоза с губы Андреева отработавшего ядерного топлива в количестве примерно 22 тыс. топливных сборок, что эквивалентно 100 активным зонам ядерных реакторов. Топливо отправится на переработку в производственное объединение "Маяк", расположенное в ЗАТО Озерск Челябинской области, более известный как Челябинск-40, или "Сороковка".
Помимо Норвегии в проекте по транспортировке отработавшего топлива участвуют также Британия (оплатившая проектировку и сооружение систем обращения с топливом) и Италия (в частности, строила корабль для транспортировки топлива). Финансируется проект стоимостью в 55 миллионов евро при посредничестве Европейского банка реконструкции и развития.
При этом для "Росатома" успехи в области утилизации советского ОЯТ (процесс наукоемкий, длительный и затратный) имеют не только гуманитарный, но и экономический смысл.
В официальном отчете корпорации за 2015 год сказано: "Ожидается, что в период до 2030 года рынок обращения, переработки и утилизации отработавшего ядерного топлива будет наиболее динамичным сегментом рынка конечной стадии ядерного топливного цикла со среднегодовыми темпами роста на уровне 6,5 % в период 2015 - 2030 гг. В 2015 году объем этого рынка составил 4 млрд долларов США. В 2020 году показатель достигнет 5,9 млрд долларов, а к 2030 году - 10,3 млрд долларов". "Росатом" - один из трех основных игроков на этом рынке.
При этом пропорция ядерной энергетики в выработке электроэнергии в России не падает, а растет. Если в 2005 году она составляла 15%, то в 2015-м - 18,6%, и планов уменьшать ее не было, при мощной поддержке населения. Согласно данным опроса "Левада-Центра" на начало 2016 года, количество сторонников использования атомной энергетики в РФ, т.е. желающих оставить ее на прежнем уровне или развивать, равнялось 75,5 %.
Так что в России работы и с мирным, и с бывшим военным атомом хоть отбавляй. Вне зависимости от сиюминутной политической ситуации, деятельность всех тех, кто вовлечен в обеззараживание радиоактивных отходов, хочется назвать героической. Только героизм этот не одномоментный, а растянутый - иногда на десятилетия. Что, наверное, еще труднее. Жаль, что СМИ недостаточно часто интересуются этой темой.
Андрей Рогачевский - профессор, Университет Тромсё, Норвегия
Комментарии