Венские врачи: дорого и сердито

Венские врачи: дорого и сердито 

 

Написала я тут на фейсбуке про своего венского доктора. А доктор у меня замечательный. В смысле внешнего вида. Седой, худющий, щеки впали, пальцы длинные. И покхыкивает все время как-то по-чеховски, для законченности профессорского облика.

Жаль, на этом его замечательность и заканчивается. Лечить потому что профессор не любит

Ну то есть много больных принимать, анализы разные назначать — это да. А диагнозы ставить — это нет. Сидишь к нему в очереди по два-три часа. А прием длится пять минут. За руку поздороваешься, начнешь что-то говорить, а врач уже вампиром подскочил, кровь из вены выкачал, что-то у себя в компьютере пометил — и сурово машет:

— Ауфидерзеен! Рецепт возьмите у помощницы!

Мне, как русской, он еще всегда добавляет:

— И постарайтесь не пить водку!

— Доктор, но я же с моей печенью вообще не пью!

— Вот и продержитесь хотя бы два месяца!

В этот визит мне повезло больше — я пожаловалась, что припекло меня в Венеции —  любимом городе моего доктора. И он уделил мне целых 7 минут! Шесть из которых мы обсуждали тамошнюю погоду зимой. Попытки узнать, что же происходит с давлением — не атмосферным, а моим, — успехом опять не увенчались.

Короче, пожаловалась я на австрийского доктора в  фейсбуке. И тут началось

Друзья из разных европейских стран  — кто в личку, кто в комментах — дружно откликнулись:

— И у нас в Италии та же история!

— В Шотландии я сидела со сломанной ногой 4 часа в очереди!

— Один в один — как у нас в Берлине! Дают антибиотик вместо диагноза!

— А у нас еще всем говорят одно и тоже: вирус или ротовирус! Само пройдет! Или вот еще — экология виновата!

— А наши швейцарские  на все жалобы успокаивают:  «это всё нервы»!

— Такое впечатление, что все эти доктора учились в одном институте!

Так я еще раз убедилась, что страдаю от передовой европейской медицины не одна.

…Есть мифы о Европе,  которые дороги русскому сердцу. И когда, пожив за границей и  с удивлением обнаружив, что все не совсем так, пытаешься донести это знание до соотечественников, на тебя обрушивается ураган народного гнева

Людям не хочется расставаться с мечтой.

У меня, намыкавшейся по родным учреждениям здравоохранения, тоже была такая мечта.

Наконец-то попасть в надежные руки знаменитых венских врачей. Тем более что какой сайт ни открой — везде написано: система здравоохранения  в Австрии одна из лучших в Европе, высокий уровень медицинского обслуживания доступен каждому гражданину страны. А после 2005 года Австрия и вовсе оказалась впереди планеты всей, так как ввела систему электронного медицинского обслуживания по e-карте. Это пластиковая карточка с именем пациента и номером. Любой врач в любой точке страны вводит его в компьютер — и история всех заболеваний пациента у него перед глазами. Не надо таскать с собой по разным медучреждениям кучу бумажек.

Кстати, идея действительно прекрасная.

А кроме того, все лечение по этой е-карте, включая дорогостоящие обследования и операции — бесплатны.

Словом, чудеса!

Правда, на деле чудеса оказались не такими уж и бесплатными.

Да, за работников в фирмах отчисления на здравоохранение делают работодатели. Но отчисляют-то они деньги с их же зарплат!

Из-за разнообразных отчислений, как мне пояснили, и уровень доходов  в Австрии не высок. (Средняя зарплата по стране  «чистыми»,  после вычетов налогов остается около  1700 евро. При здешних высоких ценах — сумма очень скромная). Если же ты — индивидуальный предприниматель или владелец фирмы, магазинчика, отеля — а таких здесь много, эту страховку ты оплачиваешь сам. У подруги ее муж- бизнесмен ежеквартально отчисляет на их пенсионную и медицинскую страховку  7000 евро.  Еще 200 евро в месяц  некоторые платят за дополнительную  частную страховку — чтобы посещать узких специалистов без направления терапевта и лежать в больницах в особо комфортных палатах. Причем чем ты старше и чем больше у тебя болезней, тем дороже страховка. А хронические заболевания в нее вообще не включают — предпочитают страховать здоровых. Словом, деньги выходят не малые.

— Но зато каков должен быть уровень медицины! — думала я.

Грипп с температурой 39 дал возможность испытать это на себе.

Решила по старой памяти вызвать врача на дом. Но тут неожиданно выяснилось, что сделать это я не могу.  Не ходят врачи по домам. То есть если у вас есть свой семейный врач, он может вас посетить, если вы успеете позвонить ему до 8 утра. Но делать это не обязан. Так нам в страховой компании и сказали.

И «Скорые помощи» для того, чтобы укольчик сделать, не приезжают

Ну если у вас температура ниже 39,5. Как правило, Скорую здесь вызывают в самых тяжелых случаях, когда нужен реанимобиль для доставки в больницу. И надо проверить, входит ли эта услуга в вашу страховку: прочитала на форуме, что кто-то из приезжих заплатил за вызов Скорой 500 евро.

— Придется ехать в поликлинику! — вздохнула я.

Тут выяснилось, что поликлиник в Австрии тоже нет. Совсем. Как, кстати, нет и детских поликлиник,  и организованной системы  детских врачей (есть отдельные консультирующие специалисты при больницах). Все их функции выполняет терапевт, он же семейный врач. В каждом районе их несколько, должность эта часто государственная,  и без направления такого  врача ( ты можешь выбрать любого) попасть к какому-то специалисту можно только за плату или по частной страховке.

Встреча с семейным доктором, о котором грезят все реформаторы российского здравоохранения, стала для меня  первым шоком

В тесной двухкомнатной квартирке в приемной толпились пациенты. Одна девушка истошно кашляет, старушка с выпученными глазами трясет головой, у парня с плохо забинтованной руки капает кровь.

…Через час сиденья я наконец попала к усталой докторице в слегка заляпанном кровью после предыдущего пациента халате.

Она молча пихнула мне под мышку градусник, глянув на цифры,  выписала антибиотик и на всякий случай отправила  меня на анализ крови и Узи.

Один нюанс: чтобы сдать эти анализы, надо ехать в две разные лаборатории на разных улицах — они тут частные, разбросаны по городу. На следующий день смотаться в обе лаборатории за результатом и уже потом — еще раз на прием к врачу.

Я прокляла все.

И решила  найти частную клинику, где под одной крышей собраны разные специалисты и лаборатории.  Хотя про дикие очереди в таких учреждениях я уже читала.

— Вам нужен терапевт? — вежливо спросила меня по телефону  регистратор одной такой известной в Вене клиники — Отлично! Вот как раз есть свободное окошко. Через три недели!

— Но болею-то я сейчас! — изумляюсь я.

— Ничем не могу помочь!

Следующий частный врач мог встретиться со мной через месяц.

Кстати, в ту клинику я потом все же попала — по частной страховке к менее востребованным специалистам. И никогда я так быстро не тратила денег

За пятиминутную перевязку ушибленного пальца с меня взяли 200 евро ( повязка дома тут же слетела), столько же у лора  — за выписанные капли от насморка. И частный врач даже обиделся, что я не хочу вот тут же сделать операцию по ринопластике.

Система оплаты по частной страховке в Европе такая. Сумму за прием ты платишь сразу. Потом берешь чек и посылаешь его в свою страховую компанию. И только  через несколько месяцев большую часть расходов тебе компенсируют. Но не всю. Если денег заплатить за прием у тебя сейчас нет — к частному  доктору ты не попадешь.

Правда, если честно, платный прием отличается от бесплатного только еще большими очередями. Поэтому специалисты отмечают, что сегодня в Австрии число людей, оформляющих частные страховки, падает.

Еще один вывод, который я сделала:  болеть в Европе  нужно  чем-то типичным, точно укладывающимся в медицинские стандарты. Чтобы никаких отклонений: анализы такие-то, заболевание такое-то, таблетки такие-то

В рамках этих стандартов лекарства работают как звери. Здесь часто, не заморачиваясь причинами заболевания, выписывают антибиотики. И те делают свое дело. Вопрос: доктор, а что это у меня? в Австрии не любят. «Что бы ни было, — отвечают, — антибиотик это убьет.»

Но в условиях, когда болезней у пациента несколько, да еще и не совсем совпадающих с описаниями в  учебниках — все, кричи караул. Специализация врачей здесь такая, что есть даже отдельные профессора на разные графы  в анализах крови. Но крайне трудно найти врача, который мог бы посмотреть на проблемы пациента в целом. Поэтому я с сочувствием поглядывала  на русских и украинских пациентов, которых стадами водили в клинике по врачам, прибавляя к каждой услуге минимум по 100 евро. Эх, раскрыть бы им страшную тайну, что их местные  специалисты в постановке диагнозов уж точно не хуже. А ведь наши  благодарные от встречи с передовой медициной  пациенты еще и разбаловали местных эскулапов! В этой клинике к врачам стало неприятно заходить: они  сразу же с ожиданием смотрят на твой карман.  Один профессор так и начал прием с вопроса:

— А наличные у вас есть?

И только потом спросил, что меня беспокоит.

Поэтому частную больничку я покинула. И стала искать ответ на вопрос: что же хорошего в местной медицине?

Попав из-за какой-то ерунды в местную обычную больницу, я это поняла.

Комфорт и уход. Около 8,3 процента валового продукта Австрия тратит на здравоохранение. И большая часть этих денег, как кажется, уходит на прекрасное оснащение больниц и организацию службы ухода за больными, оплату среднего медперсонала (зарплата медсестры в Австрии составляет около 3000 евро в месяц).

Стоит ли удивляться, что  в самой обычной клинике в палате на шесть человек эти медсестры каждые полчаса заходят к вам с вопросом, не желают ли больные чая-кофе, блюда можно выбирать из разнообразного меню, все дорогостоящее обследование почти бесплатно (в стоимость войдет только 15 евро за каждый день нахождения  в больнице, правда, число оплаченных дней не должно превышать 28 в год).

Но  когда в России в очередной раз реформаторы призывают взять на вооружение опыт Европы в организации здравоохранения, я прихожу в ужас. Такого стандартизированного подхода наше население точно не выдержит

При всех ужасах российского здравоохранения, главными из которых остается ужасающее состояние больниц, отсутствие налаженного ухода и нехватка лекарств — сама система здравоохранения — с сетью многопрофильных поликлиник, службой медпомощи на дому — гораздо более гуманна. А нехватка технических и лекарственных средств прививает врачам привычку думать. Очень важное качество, как оказывается, в мире стандартов и схем.

Словом, прожив 5 лет в Вене, лечиться я езжу в Москву.

Кстати, когда очень хороший венский стоматолог случайно проткнул пациенту в соседнем кресле язык, а с меня взял за пломбу уже мертвого зуба (плюс рентген) 500 евро, я стала ездить в Москву и к своему прежнему зубному врачу. Рентгеновский аппарат там, правда, старенький, приходится очень широко открывать рот, но ничего, я потерплю.

***

— Доктор! — спросила я, прощаясь, своего венского профессора, глядя на выписанный им рецепт. — А сколько мне это лекарство принимать?

— Всю жизнь.

— Но почему?

— Ну, вы же не хотите следить за здоровьем! Бывать на природе!

— Да я ведь живу в лесу!

— Нет, у вас, русских,  сплошная светская жизнь! Праздники, тусовки, клубы, путешествия! — глаза доктора затуманились. — Шампанское, красная икра… Вы же не хотите изменить такую жизнь? — посмотрел он на меня с надеждой.

— Нет! — твердо и абсолютно честно сказала я. — Дура бы я была, если бы хотела изменить такую жизнь!

А дома сказала мужу.

— Знаменитый венский врач прописал мне тусовки, светские вечеринки, икру и шампанское! Сказал — без этого лекарство не поможет!

На что-то же нужны и венские доктора….