«Крота» искали три года. ФСБ самоочищается

Медийная и околополитическая российская тусовка продолжает обсуждать задержание «чекиста-предателя», якобы курировавшего группировку хакеров «Анонимный интернационал». Это сообщество известно более трех лет под именем «Шалтай Болтай». После взлома твиттера премьера Медведева и одной из секретарш Минобороны ФСО, ФСБ, Минобороны и СМИ пытались установить ее участников. То, что не удалось силовикам, два года назад сделали журналисты, на которых вышел лидер хакеров. В последнее время про «шалтаев» забыли, пока с ними не связали арестованного экс-замглавы Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова. «ФедералПресс» решил напомнить о стартапе, который теперь считают успешным примером медийного манипулирования и чуть ли не «высшим пилотажем» шантажистов-технократов.
Оговоримся сразу: никаких официальных заявлений ФСБ или СКР о задержании Михайлова и предъявлении ему официального обвинения по статье УК РФ «Государственная измена» не было. Поэтому надо держать в уме, что львиная часть «инсайдерских сливов» может быть не более чем плодом буйной фантазии некоторых журналистов. Примером чего может быть деталь о том, что Михайлова взяли прямо на коллегии ФСБ, напялив ему на голову мешок. Милая такая, но деталь. Которая, тем не менее, не легитимизирует, а наоборот, ставит под сомнение большую часть информации, связанную с предателем.
На это же указывает генерал-майор ФСБ запаса, экс-глава управления правительственной информации аппарата правительства РФ Александр Михайлов. В свежем интервью изданию «Реальное время» (Казань) он заявил следующее: «Я слышал, что произошло задержание Михайлова, и очень много вокруг этого возникло версий, но не более чем». По его мнению, государственная измена его однофамильца и причастность того к «Шалтаю-Болтаю» – пока только версии. Причем они могут быть ошибочными ввиду отсутствия какой бы то ни было информации о причинах задержания Михайлова.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Офицер ФСБ рулил хакерами «Шалтая-Болтая». Эксперты – о «чекисте-предателе»
«Мы должны понимать, что, во-первых, государственная измена – это наиболее распространенное для сотрудников специальных служб преступление, во-вторых, на него наиболее остро реагируют любые правоохранители, в данном случае специальные службы», – добавил генерал.
В то же время бывшие сотрудники администрации президента накануне намекали, что еще несколько лет назад им говорили, что среди «шалтаев» могут быть знакомые им лица. Тем не менее они скептически отнеслись к предположению, что высокопоставленный чекист курировал работу пусть и именитых, но все-таки интернет-взломщиков.
Приходится констатировать, что мы пока ничего не знаем ни об этих людях, ни об их изначальных и конечных целях (кроме того, что взлом аккаунтов VIP-персон поставили на коммерческий поток – прим. ред.), ни о том, кто мог оказывать им поддержку на самых разных уровнях. И в тоже время очевидно, что три года назад находящийся ныне в подполье и не обновляющий баз «Анонимный интернационал» стал настоящей дубиной, которая прошлась по высокопоставленным госслужащим, чинам Минобороны и крупным бизнесменам. Во всяком случае некогда модный, а ныне подзабытый ресурс «Компромат.ру» регулярно отслеживал хакерскую активность и озвучивал суммы, которые взломщики получали после продажи похищенного у известных людей контента.
«Анонимный интернационал» стал известен в 2013 году, когда в декабре слил в Сеть текст новогоднего обращения Владимира Путина. Потом в его «портфолио» появились взломанный твиттер-аккаунт Медведева, письма брата вице-премьера Аркадия Дворковича Михаила, переписка медведевского пресс-секретаря Натальи Тимаковой и данные ее супруга, сведения с мобильных устройств Тимура Прокопенко, экс-замначальника управления внутренней политики администрации президента. Затем были лоты с информацией представителей крупных и не очень коммерческих компаний...
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

СМИ: топ-менеджер «Лаборатории Касперского» и сотрудник ФСБ арестованы по делу о госизмене
После того, как в 2015 году «шалтаи» взломали почту сотрудницы Минобороны Ксении Большаковой, их стали искать всерьез. Либо делать вид, что ищут. Потому что по непонятной причине, ни сотрудники Федеральной службы охраны, ни Федеральной службы безопасности, ни даже спецы из управления по кодировке и шифрованию связи Минобороны никого не поймали.
Тогда же было озвучено предположение, что к «интернационалу» могут иметь отношение влиятельные персоны. «Есть мнение, что «Анонимный интернационал» используется для слива компрометирующей информации в рамках аппаратной борьбы», – заявили инсайдеры из правоохранительных органов.
Тем временем хакеры словно издевались, упиваясь анонимностью и безнаказанностью. Первый сайт группы был заблокирован весной 2014 года, а осенью 2015 года появилась его англоязычная версия. «Торговля конфиденциальной информацией всегда была прибыльным бизнесом, но теперь технические средства помогают похищать информацию даже у первых лиц государства, а прибыль, получаемая через аукцион, больше, чем у традиционных ресурсов с компроматом», – писал «Компромат.ру».
Затем не пойманный чекистам лидер группировки вышел на журналистов «Медузы». Он заявил, что живет в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Назвавшись псевдонимом Люьис, он отказался показывать облик и запретил писать разговор. Это человек уверял, что сначала задачей группы был сбор информации на конкретные компании и лица, а идея торговать «VIP-базами» появилась потом. «Люьис» уверял, что сотрудники «Шалтая» не знакомы друг с другом, а работают за гонорары от взломов и продаж содержимого почт и аккаунтов.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

СМИ сообщили подробности дела о госизмене офицера ФСБ
«Это никакая не политика и не борьба за свободу интернета, это бизнес, ребята давно и прочно работают с информацией за хорошие деньги, – уверял Forbes собеседник, знакомый с работой хакеров. Другие эксперты в сфере IT добавляли, что все похоже на хороший коммерческий проект.
Подтверждением чему служил запуск площадки Libertas.bz, которая договорилась с хакерами о продаже похищенного контента. Потом лавочку быстро прикрыли, а с весны 2015 года лоты всплыли на новой – Joker.buzz. За два месяца «Анонимный интернационал» заработал на бирже около 275 000 долларов. Продавцы и покупатели общались через защищенный мессенджер Threema. Об аппетитах может говорить выставленная с молотка за 10 млн. долларов фактура, касающаяся катастрофы над ДНР малайзийского Boeing MH-17.
При этом доступные СМИ эксперты в области IT уверяли: поймать кибер-шантажистов невероятно трудно, так как они обладают высокой профессиональной квалификацией.
В свою очередь политтехнологи обращают внимание: проблема не в том, что существовала хакерская группировка, а в том, что совершалось преступление. «Вскрывалась почта государственных чиновников, а потом вдруг выяснилось, что закон нарушал сотрудник правоохранительных органов, если это действительно так. В этом весь пафос. У нас принято не доверять сотрудникам правоохранительных органов. Принято считать, что за каждым их делом стоит какая-то коррупция. Так же и здесь – «Ну, какое-то ФСО, кого-то показало, с мешком на голове» Но в этот раз ведь даже фамилия была названа. И не нужно считать источник информации сомнительным», – заявил «ФедералПресс» политконсультант Дмитрий Гусев.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Арестованного сотрудника ФСБ подозревают в связях с группой хакеров «Шалтай-Болтай»
Он объясняет реакцию на возможную причастность Михайлова к «Шалтаям»: «Вот ФСБ сами придумали, сами сделали, а когда поняли, что дело жареным пахнет, сами же расследовали и поймали. Может быть. Но факт в том, что найден. С другой стороны, что плохого – если в недрах ФСБ вычислен человек, который этим занимался – это же значит, что спецслужбы самоочищаются – ищут предателей, кротов. Нормальный процесс очищения любой организации. Три года искали? Ну и что!»
При этом Дмитрий Гусев не сбрасывает со счетов фактор «предвыборного» года и 100-летие октябрьского переворота. «В этом году, в конце концов, годовщина революции, и опять начались красные и белые, общество поляризуется и ничего хорошего из этого не выходит. Год до выборов – конечно это на многое влияет и многое обостряет...»
Собеседник считает, что длительная активность «Анонимного интернационала» объяснима спецификой преступников. «Они пользуются всеми инструментариями, их надо было найти, вычислить, это непросто. Также надо доказательную базу собрать – «Шалтая-Болтая»-то нет. Последний громкий связанный с ними скандал был в начале 2015 года. Значит, человек (или группа людей – прим. ред.) залег на дно. Его нужно было вычислить, собрать доказательную базу, это тяжелая работа», – заключил политтехнолог.
Комментарии