Как Лукашенко Россию любил

Первое свидание с Россией. Знакомство с Ельциным

1994 год. В Белоруссии — первые выборы президента. Темная лошадка — выпускник Могилевского пединститута, борец с коррупцией Александр Лукашенко. Бывший директор совхоза «Городец» и настоящий коммунист, Лукашенко нарочито бравирует депутатским значком 1991 года и презирает разрушителей СССР. Главный кандидат на тех выборах не он, а лояльный Кремлю премьер-министр Вячеслав Кебич. Именно с Кебичем тогдашний российский вице-премьер Александр Шохин заранее договаривается о вхождении Белоруссии в рублевую зону. В самый разгар предвыборной гонки Лукашенко испытывает на себе все то, что будет потом использовать против оппонентов: против него пытаются возбудить два уголовных дела. Совершается попытка покушения: его «мерседес» расстрелян из автомата, пуля пролетает в сантиметрах от головы. На следующий день Лукашенко и трое его соратников идут в Дом правительства. 12 омоновцев преграждают им путь и наносят будущему президенту «легкие телесные повреждения». Газеты и телевидение, которые он обещает сделать независимыми в случае победы, поливают его грязью.

А он проводит встречи с избирателями по всей стране.

Предвыборные опросы сулят победу Кебичу два к одному.  Примерно те же цифры, только наоборот (45% к 17%), приведут Лукашенко и Кебича во второй тур. В мемуарах Кебич будет сожалеть, что не задействовал административный ресурс, и обвинит оппонента в популизме и краже политической программы. На финишной прямой Лукашенко подтвердит первое обвинение и опровергнет второе — поддерживавший до того интеграцию будущий президент вдруг объявит о намерении сохранить национальную валюту.

    https://www.youtube.com/watch?v=qE9n0SMXHa0Так что в Кремле недаром считают Лукашенко непредсказуемым. Острожный Шохин еще до выборов намекает, что с новыми людьми придется договариваться по-новому, а авторитет и прежние условия (в том числе экономическую независимость в случае рублевого аншлюса) придется заслужить. В первом телефонном разговоре с Ельциным президент Лукашенко подчеркивает, что «хотел бы надеяться на понимание и помощь России в экономической сфере». Он явно намекает на сделку, выгодную обеим сторонам

Конфетно-букетный период. Договор о таможенном союзе

В августе 1994 года президенты знакомятся лично. Лукашенко приезжает в Москву. В одном из интервью он вспоминает стоящего вполоборота Ельцина, его «настороженно-изучающий взгляд и тишину, повисшую в самом начале»:

— И потом, не знаю почему, вдруг я ему говорю: Борис Николаевич, если вы думаете, что я приехал в чужую Россию, вы ошибаетесь. Это и моя Россия, это и моя Москва, потому что вчера она была столицей и моего государства.

Газета «Коммерсант» приводит нежные слова Лукашенко, сказанные им сразу после знакомства.

— Главное, никто другой стоять между нами не будет. Контакты в любое время дня и ночи — это и есть база для полного взаимопонимания.

В январе 1995-го подписан договор о создании платежного и таможенного союзов, в феврале — договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами.

     https://youtu.be/w7ntzpUE3_IВ это же время Лукашенко начинает заигрывать с Западом. В феврале точно такой же договор он подписывает с Литвой, а с ЕС — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и торговой сферах. Белоруссия получает деньги по программе помощи странам СНГ ТАСИС. Но с Европой не складывается: всему виной антиконституционный референдум 1996 года, который увеличил президентский срок до пяти лет. На следующий год ЕС не ратифицирует соглашение, помощь не дадут. Даст Россия.</dl>

Попытка брачного договора. Союзное государство

Накануне выборов 1996 года Ельцин решает упрочить позиции. Стороны решаются на первый серьезный шаг: 2 апреля подписывают договор о создании Сообщества России и Белоруссии. У Лукашенко своя выгода: он надеется занять пост главы будущего Союзного государства. Победив на выборах, Ельцин ложится в больницу на операцию и на следующие несколько месяцев выключается из управления страной. Примерно тогда же Лукашенко начинает активные поездки по российским регионам — годом раньше точно так же по стране ездил Ельцин. На встречах с журналистами, колхозниками и губернаторами (особенную ставку он делает на регионы «красного пояса») Лукашенко создает имидж крепкого хозяйственника. В марте 1997 года готов первый вариант договора: согласно его условиям президенты управляют Союзным государством по очереди, а все решения обеспечиваются поддержкой сводного парламента, представленного в равной степени белорусскими и российскими депутатами. За неделю до подписания с договором знакомится Анатолий Чубайс. Условия жестко пересмотрены, и 2 апреля 1997 года (это теперь День единения россиян и белорусов) Лукашенко и Ельцин подписывают бумагу, не обладающую никакой реальной силой.

     https://youtu.be/j8UElcvLvSYЛетом 1997 года при попытке перейти границу Белоруссии задерживают российских журналистов. Якобы в отместку Москва отказывается предоставить борту Лукашенко воздушный коридор — проиграв в борьбе за союзное государство, он не перестает заниматься предвыборной агитацией и летит в очередной российский регион.</dl>

Договор о создании Союзного государства подписан менее чем за месяц до ухода Ельцина — 8 декабря 1999 года. Секретарем назначен Павел Бородин. Лукашенко в это время начинает готовится к выборам в Белоруссии — как раз тогда там начинают исчезать оппозиционные политики.

Сватовство к майору. Единая валюта теряет смысл

Первым иностранным государством, которое посещает Путин, становится Белоруссия. За первые полгода они с Лукашенко встречаются четыре раза. 30 ноября 2000 года стороны подписывают очередной документ — «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства». В начале января 2001 года Лукашенко приезжает в Москву открывать Дни белорусской культуры, встречается с Павлом Бородиным и Владимиром Путиным. Кремлевская служба протокола была в ужасе: любитель козырнуть своей неформальностью, Лукашенко ведет Путина на церемонию открытия Дней белорусской культуры, куда тот не собирался, а затем на выступление Национального академического театра балета Белоруссии — «образец авангардизма житомирских мастеров культуры».

     https://youtu.be/-2jrG1aipKM Следующий приезд Лукашенко в Москву знаменуется скандалом. Белорусский президент раньше срока покидает российскую столицу: то ли из-за ареста Павла Бородина, то ли из-за того, что Путин отказалему во встрече.</dl>

Тем временем Путин отвергает идею поочередного управления Союзным государством и предлагает в ответ интеграцию, что, по мнению Лукашенко, означает «стать 90-м субъектом Федерации». Белорусский президент в сердцах заявляет, что «даже Ленин и Сталин не додумались бы до такого». Некоторое время они обмениваются язвительными замечаниями, а в конце 2003 года Лукашенко говорит, что «создание единой валюты не имеет смысла».

Энергия чувств. Газовые скандалы

Подорвали отношения и газовые скандалы. Энергетические споры происходили еще с 2002 года (а в 2004 году Лукашенко даже грозился разорвать все отношения с Россией), но в 2005 году, после ряда «оранжевых революций» в странах СНГ и введения санкций США (в этот период Кондолиза Райс назвала Лукашенко «последним диктатором Европы»), снова выбрал дружественную риторику по отношению к России. Выступая на 60-й Ассамблее ООН, Лукашенко называет причиной такого отношения к себе то, что он создал с Россией успешный союз, который не дает покоя западному миру.

2005 год становится годом любви напоказ. Во время встреч на высшем уровне лидеры заявляют, что проблем в отношениях нет. Белоруссия так и вовсе сосредоточивается на собственной красоте — Лукашенко отметился странной инициативой установить госконтроль за выездом молодых девушек за границу, чтобы не допустить «экспорта восточной красоты».

Но в конце 2006 года происходит новый кризис. Контракт, в случае неподписания которого 1 января 2007 председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер обещает отключить Белоруссию от российского газа, подписывают за две минуты до Нового года. Ирония судьбы: прежние любовники Россия и Белоруссия вынужденно встретили его вместе.

     https://youtu.be/YgVstSOSoQUПомириться, впрочем, не вышло. Вместо этого начинается традиционный спор за подарки. 1 января Правительство РФ вводит пошлину на экспорт нефти в Белоруссию, потому что Белоруссия не платила процент от ее перепродажи в течение последних девяти лет. Обиженная Белоруссия вводит собственную пошлину за транзит — 45 долларов за тонну. Россия называет это нарушением договоренностей — транзитная нефть в мировой практике денежными сборами не облагается — и требует отменить «незаконно введенные пошлины». В Рождество из Минска приходит отказ.

На следующий день в Польше заявляют, что нефть по нефтепроводу «Дружба» больше не поступает. 10 января Путин и Лукашенко разговаривают по телефону и все-таки сходятся на том, что пошлины надо отменить. Но это не значит, что стороны помирились.

Ревность, питающая страсть. Молочные войны и западный стилист

В январе Лукашенко дает интервью немецкой газете Die Welt. Он говорит, что Белоруссия находится в центре Европы, что у них общие ценности, а все отличие лишь в том, что у «Белоруссии специфические национальные интересы».

— Запад впервые посмотрел на Белоруссию объективно во время последнего нефтяного кризиса с Россией, — отметил тогда Лукашенко. Весь 2007-й он активно идет на сближение с Западом. В 2008 году происходит военный конфликт между Россией и Грузией. Этот конфликт, в том числе, становится и проверкой чувств для партнеров.

Руководство Белоруссии не спешит высказывать активную позицию —  российский посол в Минске даже упрекает союзника в «скромности». Лукашенко встречается с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым 19 августа — спустя 8 дней после прекращения огня. На встрече он говорит, что Белоруссия никогда не считала действия войск «войной».

— Это было тихо, спокойно и красиво, — заявляет Лукашенко.

Тем временем белорусский президент вовсю старается изменить имидж своей страны, для чего даже нанимает стране стилиста — известного пиар-менеджера Тимоти Белла. Белл должен поднять международный престиж Белоруссии и тем самым повысить ее привлекательность для инвестиций. В 2009 году разражается новый конфликт, получивший название «Молочная война»: в июне Россия на две недели запрещает ввоз белорусской молочной продукции. По данным «Ленты.ру», этот запрет — реакция на невыполненное обещание Лукашенко продать двенадцать молочных заводов российским предпринимателям в обмен на кредит в два миллиарда долларов. «Русский Newsweek» предлагал другую версию: за этот кредит Белоруссия должна была признать суверенитет Южной Осетии и Абхазии.

За месяц до введения эмбарго Лукашенко ругается с Кудриным. Последний усомнился в эффективности очередного транша и указывает на то, что страна уже получила более миллиарда долларов от Венесуэлы и МВФ. На это президент Белоруссии угрожает российскому министру финансов «новой Чечней» и сравнивает его с белорусскими оппозиционерами: «тявкает на западные деньги и еще учит работать». Все это происходит на фоне охлаждения отношений Белоруссии с ЕС. После президентских выборов 2010 года, которые сопровождались активными посадками оппозиции, Европа не хочет иметь дел с Лукашенко. Пиарщика Тимоти Белла увольняют еще в 2009 году, как только Лукашенко решил, что достаточно изучил процесс его работы. Он уверен, что дальше сделает все сам. Однако адюльтер в полноценный роман с Западом не перерос.

Новые выяснения отношений. Публичный обмен долгами и бессмысленная помощь

В июне 2010-го произошел очередной энергетический конфликт. Россия обвиняет Белоруссию в неуплате 220 миллионов долларов за газ, Лукашенко в ответ выставляет собственные финансовые претензии. Когда поставки газа начинают сокращаться, президент Белоруссии соглашается выплатить деньги, которые, по его словам, «пришлось занять у друзей» — 187 миллионов долларов у президента Азербайджана Ильхама Алиева. Россия принимает финансовые претензии Белоруссии и в ответ выплачивает 220 миллионов долларов.

<dl class="media video">     https://youtu.be/9hLy4XnJYOgВесной 2011 года в Белоруссии разражается валютный кризис. В мае происходит встреча Лукашенко с премьером Путиным. На ней решают, что Белоруссия получит кредит от антикризисного фонда ЕврАзЭс размером в 3 миллиарда рублей. Девальвация белорусского рубля, однако, продолжается весь следующий год. Только в 2012 году Лукашенко признает факт экономического кризиса в стране.</dl>

Ménage à trois. Белорусские креветки

Иногда появление третьего участника в отношениях укрепляет старые браки. В 2014 году начинается война на юго-востоке Украины. Белоруссия в это время находится в коматозном состоянии — из-за непрекращающегося уже несколько лет экономического кризиса. Россия, подпитанная высокими ценами на нефть и амбициями Путина, ввязывается в конфликт. Экономические отношения между Россией и Украиной практически сводятся на нет, санкционная война с Западом приводит к «политике импортозамещения», но выигрывает от этого именно Белоруссия.

     https://youtu.be/-FOu_M1y6EM

Так, за период с августа 2013-го по июль 2014-го Белоруссия экспортировала в Россию 320 тысяч тонн фруктов. За такой же период в следующем году — 670 тысяч тонн фруктов. Поставки груш увеличились на триста процентов, абрикосов и слив — на сто, цитрусовых — на шестьдесят. Кроме того, Белоруссия начала импортировать в Россию киви (одну шестую часть всех киви в 2015 году), хамон и даже креветки. Белорусский пармезан можно без труда найти на московских рынках — по вкусовым качествам он не сильно отличается от аргентинского. Белоруссия становится транзитным пунктом между воюющими соседями: к примеру, российское дизельное топливо поступает на Украину несмотря на эмбарго — просто теперь его сертифицируют на белорусских НПЗ. За десять месяцев 2016 года Белоруссия продает Украине половину всего бензина и ДТ, что она закупила. Активно идет сотрудничество в военной сфере: в 2015-м Белоруссия продала в Украину двигателей и ремкомплектов для БТР и БМП на два миллиона долларов.

Да и главным внешнеполитическим успехом — переговорами в Минске — Лукашенко также обязан этой войне.

Любовь продолжается. Споры остаются

Последний раз Путин и Лукашенко встречались 22 ноября 2016 года. Лукашенко приехал поздравить патриарха и очень благодарил Путина за приглашение. В тот же день встретились министры иностранных дел. Сергей Лавров и Владимир Макей обсуждали в том числе и вопрос «границы». На самом деле, внутренняя граница Союзного государства обсуждается давно — с 2014 года границу контролирует ФСБ. Осенью ситуация обострилась: в сентябре 2016 года в Россию не пустили автобус с австрийскими туристами, а в октябре на личном авто задержали и отправили назад депутата Верховной Рады Надежду Савченко. Все это происходило на фоне очередного энергетического скандала. «Газпром» снова обвинил Белоруссию в неуплате за газ, Белоруссия обвинила Россию в давлении, Россия пригрозила перекрыть вентиль. На той самой встрече в ноябре 2016 года казалось, что конфликт преодолен. Но уже в новом году ссора продолжилась. Российские пограничники в ответ на введенный Лукашенко безвизовый режим с 80 странами мира закрыли беспрепятственный въезд в Россию со стороны Белоруссии.

На пресс-конференции 3 февраля Лукашенко снова снизошел до нежной откровенности:

— Мы действительно дружны, хоть мы и ссоримся больше, чем любой другой президент с президентом... Но мы настолько близки — и не только с Россией, но и с Украиной, Казахстаном, особенно с Нурсултаном Назарбаевым. Несмотря на то что он старше, я ему в открытую, он тоже на меня, даже ругнуться можем друг на друга — настолько у нас близкие отношения, — отметил белорусский лидер.

Ближайшая встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко намечена на 9 февраля в Москве. Здесь пройдет заседание Высшего государственного совета союзного государства России и Белоруссии. Будут обсуждать энергетику.

От редакции. «Сноб» уважает белорусскую независимость и национальное самосознание, но считает, что правила русского языка важнее политической конъюнктуры. Поэтому мы используем традиционное написание: «Белоруссия».

Игорь Залюбовин