Неизвестная война. Глава 31. Viva la República! Часть 1. Историко-аналитическая

Неизвестная война. Глава 31. Viva la República! Часть 1. Историко-аналитическая

…Но песню иную О дальней земле
Возил мой приятель С собою в седле.
Он пел, озирая Родные края:
"Гренада, Гренада, Гренада моя!"

Он песенку эту Твердил наизусть...
Откуда у хлопца Испанская грусть?
Ответь, Александровск, И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански Вы начали петь?...

 М. Светлов

 

Наверное, мало найдётся тех, кто не слышал бы эту песню, не знал о героическом испанском народе, о его борьбе с фашизмом. О той помощи, которую республиканской Испании оказал Советский Союз…

Даже в конце семидесятых, когда, казалось бы, все уже давно забыли об этой войне, в пионерском лагере мы носили «испанки» - пилотки с кисточкой. Вспомните, именно её Иван Варава привез сыну своего друга с испанской войны в фильме «Офицеры».

Удивительно, но мы ничего не знаем об этой войне и о событиях, предшествующей ей.

А зря… Многое начинает становиться понятным. Многое из того, что касается нашей страны. Внезапно четко ясными становятся действия партии большевиков, под руководством Ленина, борьба за политическое господство, террор, даже пресловутые репрессии. И, конечно же, партийные чистки.

Не мешало бы отдельным министрам и государственным деятелям время от времени обращаться к истории Второй республики. Может быть, меньше ляпов бы делали….

Но, к сожалению, всё то, что относится к образовательной сфере по данному вопросу выхолощено и до сих пор базируется на идеологически выдержанных идиомах о том, что прогрессивное правительство испанской республики, поддерживаемое Советским Союзом, боролось с фашистским мятежом. Фашистам, соответственно, помогали Германия и Италия. Ну, как и положено фашистам.

Это была страшная война….

Она обошлась Испании в 450 000 загубленных человеческих жизней — убитых, замученных, умерших от голода, ран и болезней и пропавших без вести.

Испания потеряла 5 % довоенного населения, свыше 10 % мужского населения. Погибло почти 20 % молодежи от 16 до 30 лет.

320 000 погибших испанцев составили республиканцы, 130 000 — националисты, каждый пятый из них стал жертвой политических репрессий по обе стороны фронта.

В стране почти не осталось семей, не пострадавших от войны. Немало испанских семей оказалось надолго или навсегда разделенными сначала линией фронта, потом — государственными границами.

Основательно разрушенными оказались все крупные города, кроме Бильбао и Севильи, и целый ряд более мелких — Бельчите, Гвадалахара, Герника, Дуранго, Касерес, Нулес, Сагунто, Сеговия, Теруэль, Толедо, Хихон.

Сильнее всего пострадали дороги, мосты, коммунальное хозяйство и жилой фонд. После войны катастрофически не хватало жилья и электричества. До конца 40-х годов свет во многих селах и мелких городах то и дело отключали.

Четверть миллиона строений была разрушена до основания, еще столько же зданий пострадало. 173 населенных пункта пришлось восстанавливать полностью (правда, крупнейшие заводы и фабрики уцелели).

Война обернулась изгнанием 600 000 испанцев, среди них большинство составляли лица свободных профессий, квалифицированные рабочие, военные.

За рубежом оказались почти все видные испанские интеллектуалы — Мадарьяга, Ортега-и-Гассет, Пикассо.

Родину тогда не покинул только молодой художник Сальвадор Дали.

 

Больше всего испанских изгнанников приняли Мексика (150 000 человек), Франция (140 000) и Аргентина (60 000). Бразилия впустила к себе около 30 000 человек, СССР — около 20 000, США — менее 10 000. Великобритания приютила всего 200 человек, хотя, надо отдать Британии должное они приняли очень много детей. Прочие рассеялись по Чили, Уругваю, Кубе, Египту.

Что же послужило причиной этой войны. Кто был прав, кто виноват, и, самое главное, какое отношение это имеет к России и какие выводы мы так и не сделали…

И еще…. Так кто же с кем и за что боролся? Какое понятие вкладывалось в определение «фашизм» в начале тридцатых годов прошлого века? Уверены, что знаете? Так вот, в Андалузии, после 20 июля 1936 года любой человек в галстуке был фашистом…

Тогда все было просто. Были красные и были фашисты. Все кто против капитализма красные, все, ко против социализма – фашисты. Это уже потом появились комментаторы, идеологи, прожженные политиканы и хитроватые бизнесмены, сделавший на всем этом политический и иной капитал. А тогда, в начале тридцатых годов, в любой испанской пуэбло (деревня, населенный пункт) – тот кто побогаче был фашист, а кто беднее – красный.

Вообще, даже к двадцатому веку Испания так и не смогла стать единой страной. В средневековье ей спаивала католическая церковь, а с потерей ей своего авторитета и влияния, она уверена стала скатываться в сепаратизм. Практически каждая провинция жила сама по себе…

 

Галисия, старан басков, Наварра, Каталания требовали автономии…

Кстати, и республикой то она стала лишь в 1931 году, когда во второй раз за историю страны, король отрекся от престола.

Испанию начало лихорадить не в тысяча девятьсот тридцать шестом году, а гораздо раньше.

Есть какая – то удивительная закономерность всех испаноязычных стран – вечно там то революции, то бунты, то анархисты всех мастей. Не успела Латинская Америка отделиться от Испании, как началось….

В Мексике с конца девятнадцатого и до середины двадцатого века непрекращающиеся революции. Сальвадор, Никарагуа, Парагвай, Аргентина…. Да вся испаноговорящая Америка – это сплошные бунты, хунты, революции и войны.

Вспомните Никарагуа восьмидесятых. Чем не Испания на новый лад? Прогрессивный Ортега и фашист Сандино. И так можно говорить и приводить примеры до бесконечности. А Чили? Прямо зеркальное отражение.

Наверное, есть в испанской нации какой-то «вирус беспокойства», не позволяющий жить спокойно.

Ну, и ясное дело, пример этому беспокойству всегда подавала альма-матер. Вот очень краткий перечень исторических событий в Испании с начала 19 века:

1812 г. – первая конституция Испании

1813-1815 г.г. – монархическая «реконкиста»

1868 г. - всеобщий мятеж в стране, королева Изабелла бежит во Францию

1868 г. - Сын итальянского короля Амадей согласился принять испанскую корону, однако после двух лет продолжающейся анархии и открытой борьбы политических партий, поддерживаемых различными армейскими офицерами, он вернулся на родину в Италию.

1870 год - Кортесы провозгласили республику и избрали президентом Фигвераса, республиканца-федералиста, который стремился к расширению прав провинций и городов, дабы обеспечить их лояльность Мадриду.

1872 г. - смещение Фигвераса, от Мадрида отпал север страны, где власть захватили карлисты, и Андалузия, где группа радикальных федералистов сформировала собственное правительство.

1874 г. – возвращение на трон династии Бурбонов, провозглашение королем Альфонса XII, конец первой республики.

1893 г. – первое политическое покушение. Анархисты пытаются убить губернатора Барселоны.

1898 г. – война с США. Потеря последних колоний: Филиппины, Куба, Пуэрто – Рико. Требования широкой автономии для Галисии, Каталонии и страны басков. Страна на пороге гражданской войны.

1907г. – первая попытка проведения аграрной реформы.

1909г. – военное поражение в Марокко. Первая массовая забастовка в Барселоне.

1917г. – всеобщая забастовка, кровавая расправа с бастующими, разгул реакции в стране.

1921г. – анархистами застрелен председатель правительства Испании.

1921г. – военное поражение в Марокко.

1923г. – попытка военного переворота генерала Санхурхо.

1925г. – попытки вооруженного выступления отдельных гарнизонов и воинских частей, расквартированных в испанском Марокко.

1926г. – попытка военного переворота, поддержанного НКТ и либералами-монархистами.

1929г. – попытка военного переворота.

1931г. - попытка военного переворота.

1931г. – массовые волнения в стране. Падение монархии, объявление второй республики.

1931г. – военная реформа. Переход большей части армии в лагерь противников республики.

1932г. - попытка военного переворота генерала Санхурхо.

1932г. - восстание в Барселоне под руководством анархистов.

1933г. - восстание в Барселоне под руководством анархистов.

1933г. - восстание в Сарагосе под руководством анархистов.

1933г. – Создание испанского военного союза.

1934г.- вооружённое восстание под руководством испанской социалистической рабочей партии, создание Красной армии. Подавлено правительственными войсками под руководством генерала Франко.

1935г. – вторая аграрная реформа.

1935г. – создание Народного фронта.

1935г. - попытка военного переворота.

1936г. – победа Народного фронта на выборах в кортесы.

По сути, почти сто пятьдесят лет непрекращающаяся гражданская война. То вспыхивающая, то затухающая.

Так что не было над Испанией безоблачного неба, давно не было….

Кстати, последняя попытка военного переворота произошла в 1981 году, уже после восстановления власти короля…

Так уж получилось, что ведущей политической идеологией в Испании на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков стал анархизм. То ли эмиссары Бакунина хорошо поработали, то ли сказался местный менталитет, сейчас уже трудно сказать, но именно анархизм с его отрицанием всего и вся больше всего полюбился испанцам.

Исторически сложилось так, что центром анархизма стала Каталония.

В середине тридцатых годов, Испания переживала глубокий политический кризис. После изгнания короля, Вторая республика шарахалась то влево, то вправо. Жизненный уровень снижался, темпы роста промышленности и сельского хозяйства катились вниз. В результате многочисленных, зачастую популистских реформ, государство настроило против себя все ведущие силы страны – церковь, армию, крупных промышленников и землевладельцев. Попытки военных переворотов следовали один за другим.

Восстание в Астурии в 1934 году чуть было не привело к Гражданской войне. Каталония, Страна басков, Галиссия требовали автономии. Называя вещи своим языком – в стране был полный бардак и анархия. В Мадриде строили баррикады и пытались установить Советскую власть. Всевозможные политические партии обзавелись собственными отрядами штурмовиков, которые развязали кровавый террор…

Красная Армия Астурии вела бои с регулярными правительственными войсками. Республиканское правительство было вынуждено бросить против восставших Иностранный легион и части Фриканской армии под командованием генерала Франко, будущего каудильо. В ходе боев рабочие, как сообщалось, потеряли 3000 убитыми и 7000 ранеными. После подавления астурийского восстания началось свирепство реакции. Вновь подтвердилась старая поговорка «Горе побежденным». Десятки тысяч рабочих были брошены в тюрьмы и концлагеря. Тысячи были приговорены к многолетнему заключению. И заметьте, всё это совершалось не фашистами, не военной хунтой, а республиканским правительством Испании…

В стране не прекращались забастовки, повсеместно создавались всевозможные хунты и комитеты.

По сути, страна стояла на пути развала. И этому, весьма активно способствовали политические партии и профсоюзы, играющие очень заметную жизнь в политической жизни Испании.

16 февраля 1936 года на выборах в кортесы (избираемые органы) победил Народный фронт, созданный в 1935 году.

Что он себя представлял?

В него входили ИСРП (испанская социалистическая рабочая партия), ведущая политическая сила страны, входившая во II Интернационал; партии умеренных республиканцев – Левые республиканцы и Республиканский Союз; обеих коммунистических партий – Коммунистической партии Испании и Объединённой марксистской рабочей партии и ведущим профсоюзом – Всеобщий союз трудящихся. К ним примкнули и поддерживали Партия левых республиканцев Каталонии и анархисты из Всеобщей конфедерации трудящихся и Федерации анархистов Иберии.

Такой вот винегрет. А теперь представьте себе, что большевики не захватили власть в России в октябре 1917 года, и Высшим органом власти стало Учредительное собрание. А собственные Франко и Молла у нас имелись…

На выборах 16 февраля 1936 года Народный фронт сумел обойти с минимальным преимуществом в 150.000 голосов коалицию правых сил «Национальный фронт». Несмотря на то, что на местах сообщалось о многочисленных нарушениях при голосовании и подсчёте голосов — что и в более поздние времена в различных странах было обычным явлением — подавляющее большинство обозревателей и аналитиков, наблюдавших за выборами в Испании и политической ситуации в этой стране, однозначно признали победу Народного фронта.

В результате Народный фронт получил в кортесах 263 места из 473. Партии Центра набрали всего 500 тысяч голосов, что не повлияло на общую картину после выборов. Новое парламентское большинство создало специальный комитет по проверке жалоб на нарушения в результате голосования, но этот комитет работал лишь в округах, где победили правые депутаты либо депутаты партий Центра. Это и тот факт, что официальные результаты выборов так и не были опубликованы, позволило противникам Народного фронта высказывать сомнение в законности его правления.

Не такая уж и убедительная победа, честно говоря…

Многие просто не доверяли политическим партиям, которые успели обзавестись собственными вооруженными отрядами и просто проигнорировали выборы.

Левореспубликанское правительство, провозгласившее программой своей деятельности требования Народного фронта, объявило амнистию политическим заключенным, восстановило автономию Каталонии, ввело прогрессивное социальное законодательство.

Началось восстановление на работе уволенных за забастовки, наделение крестьян землей, снижение налогов, покровительство мелкой промышленности и торговле, организация общественных работ, установление минимальной зарплаты, ликвидация безработицы

Успех Народного фронта на выборах оказал консолидирующее влияние на лагерь правых сил. Политика правительства Народного фронта, направленная на радикальные социально-экономические преобразования в стране, вызывала недовольство военной верхушки испанской армии.

Столкновение было неизбежно. Тем более, что новое испанское правительство всё для этого сделало само.

Лидеры республики были слишком заняты внутриполитической борьбой, дележем портфелей и должностей. Никто не хотел верить в то, что уже летом разразится самая страшная война, которую придётся пережить Испании…

О том, что происходило тогда в Испании хорошо видно из дебатов в кортесах, парламенте страны:

На открытии кортесов лидер монархистов Хосе Кальво Сотело заявил в своей речи, постоянно прерываемой репликами с мест: «Хаос в Испании, это результат демократической Конституции 1931 года. Исходя из нее, невозможно построить крепкое жизнеспособное государство. Против такого стерильного государства, неспособного к существованию, я выдвигаю идею единой сплоченной страны, которая обеспечит экономическую справедливость и со всей властностью заявит:

 «Больше никаких забастовок, никаких локаутов, никаких ростовщиков, никаких злоупотреблений, никаких нищенских зарплат, никаких политических доходов, получаемых в силу счастливых случайностей, никаких анархических свобод, никаких заговоров против выпуска продукции!

Национальный продукт будет служить благу всех классов, всех партий, всеобщим интересам. Государство может называться фашистским, если оно действительно будет таковым, и в таком случае я, который верит в него, с гордостью назову себя фашистом!»

Суть кризиса в Испании открылась обществу именно 16 июня 1936 года устами Хиля Роблеса, худощавого молодого лидера испанской католической партии CEDA. Он напомнил, что со времени февральских выборов правительство наделено исключительными правами, включая введение цензуры прессы и приостановление всех конституционных гарантий. Тем не менее, сказал он, в течение этих четырех месяцев были дотла сожжены 160 церквей, состоялось 269 громких политических убийств и 1287 попыток таковых различной степени серьезности. Разрушены 69 политических центров, прошли 113 всеобщих стачек и 288 забастовок на местах, было разгромлено 10 редакций. «Давайте не будем обманывать себя, – заключил Хиль Роблес. – Страна может жить при монархии или при республике, с парламентским или президентским строем, при коммунизме или фашизме! Но она не может жить в анархии. Теперь же, увы, в Испании царит анархия. И сегодня мы присутствуем на похоронах демократии!» Зал взорвался гневными криками – часть депутатов возражали, другие соглашались…

По сути, Испания к лету 1936 года очень напоминала Россию лета 1917. Официальная власть становилась бессильной и беспомощной. Революционный вал, самых разнообразных оттенков и идеологий накрывал страну с головой. В стране царили хаос и неразбериха.

И все же, слишком уж сильна была вера в демократию, в систему коллективной безопасности в Европе. Да и основания для этого были. В Испании не произошла социалистическая революция, общественный строй никто не собирался менять, да и коммунистов в правительстве не было. Обычная европейская страна.

Только одно но. Слишком кастовой и сословной в ней была армия, всегда являвшейся оплотом любой реакции, чуждой любым, даже самым незначительным преобразованиям в обществе…. А кроме того, выступавшая за порядок…. Вспомните выступление генерала Корнилова. Ведь если бы не Советы, организовавшие и возглавившие сопротивление, Октября могло бы и не быть… А в Испании таких Советов не было, а следовательно, шансы были велики…

Генералы Франко и Молла уже начали подготовку путча, заручившись поддержкой Германии и Италии.

Эми́лио Мóла Видáль (исп. Emilio Mola Vidal; 9 июля 1887, Пласетас, Вилья Клара — 3 июня 1937, Алкосеро, Бургос) — испанский военачальник, генерал. Участник гражданской войны 1936—1939.

Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде (исп. Francisco Paulino Hermenegildo Teódulo Franco Bahamonde [fɾanˈθisko ˈfɾaŋko]; 4 декабря 1892, Ферроль, Испания — 20 ноября 1975, Мадрид, Испания) — испанский военный и государственный деятель, диктатор Испании в 1939—1975 годах. Генералиссимус.

Думаю, что если бы армия не выступила бы, гражданская война полыхнула бы в Испании в любом случае. Слишком много было в ней тех, кто стремился к власти. Слишком слаба была власть, чтобы обуздать безумие. И вряд ли кто – нибудь сможет уверенно сказать, что та война, возникновение которой предотвратил Франко, была бы менее страшной и беспощадной…

 https://www.youtube.com/watch?v=0yUkXz3yonY