Москва и София перед потеплением в отношениях?
На модерации
Отложенный
В четверг на этой неделе посол Москвы в Софии Анатолий Макаров заявил в интервью БНР, что в прошлом году в болгаро-российских отношениях наступил «позитивный переломный момент» и порекомендовал пригласить президента России в Болгарию, так как он не посещал нашу страну с 2008 года. Это заявление прозвучало слегка неожиданно, так как в последнее время налицо застой в двусторонних отношениях, вызванный разногласиями в отношении энергетики, а также политическими различиями, проистекающими из принадлежности Болгарии к ЕС и НАТО. По мнению посла Макарова, однако, наступило изменение в этом состоянии отношений, связанное с возобновлением деятельности Межправительственной комиссии торгового и экономического сотрудничества, с несколькими телефонными разговорами между президентом Путиными и премьером Борисовым, а также с контактами между парламентами и православными церквями двух стран. Рекомендация посла Макарова пригласить президента Путина в нашу страну была выражена вскоре после вступления в должность нового президента Болгарии Румена Радева, и это неслучайно. Из-за острой критики недавнишнего президента Росена Плевнелиева к России визит Путина в Болгарию был немыслимым, но во время мандата нового президента Болгарии Румена Радева, которого многие воспринимают как человека с пророссийской ориентацией, это вполне возможно.
Заявление посла Макарова совпало с визитом президента Владимира Путина в Венгрию, во время которого он заявил что его страна «абсолютно деполитизирует» энергетические вопросы и не будет обижаться на Болгарию за то, что некоторое время тому назад не нашла смелости противостоять ЕК относительно транзита российского газа через провалившегося проекта «Южный поток». Президент дал понять, что Россия вернулась бы к этому проекту, но при гарантиях, что не понесет новых потерь в результате необдуманных решений. Вряд ли это будут все условия для переосмысления вопроса, и наверное Москва потребует еще отмены санкций ЕС и потепления в отношениях с США.
И раньше, и теперь у Болгарии – скромное место в сложном переплетении стратегических интересов, но это не мешает ей проводить более настойчивую политику в целях защиты своих собственных интересов. Это понял и второй кабинет Бойко Борисова, но ему не удалось добиться перемен. Через несколько месяцев это может быть реализовано другим правительством и, может быть, в более благоприятной международной обстановке.
Перевод Марии Атанасовой
Комментарии