Российская наука нацелилась на прибыль для страны и борьбу с лженаукой

Российская наука нацелилась на прибыль для страны и борьбу с лженаукой

 

Свой вклад в прогресс в 2016 году внесли и российские ученые    3 января 2017, 10::38
Фото: YAY/ТАСС
Текст: Никита Волченко

Научное сообщество России пытается стать ближе к простым людям, совмещая новейшие разработки с популяризацией самой науки. Это новая тенденция для РФ, хотя она хорошо показала себя во времена СССР. Но происходит все это не в ущерб международному академическому признанию – в этом смысле российским ученым в 2016 году было чем похвастаться.

При подведении итогов года бурная, но незаметная для большинства жизнь научных лабораторий часто остается вне фокуса общественного внимания. Многие ученые работают без лишней помпы, а их прорывы нередко понятны лишь узкому кругу посвященных специалистов. Но это то, чем в отдаленном или близком будущем осознанно или не замечая того будут пользоваться люди постиндустриального общества. Свой вклад в прогресс в уходящем году внесли и российские ученые. Чем же они запомнились миру?

Согласно современным требованиям Минобрнауки, эффективность научно-педагогических сотрудников в России определяется уровнем их публикационной известности в международных журналах, рейтингах, конкурсах – с международного признания и стоит начать.

Что может быть весомей таблицы химических элементов Д. И. Менделеева? Если имена нобелевских лауреатов через пять-десять лет могут вспомнить только специалисты в соответствующих областях, то попасть в периодическую систему – это уже навсегда, это будет повсюду. В 2016-м чести получить именной элемент удостоился российский физик-ядерщик Юрий Оганесян. Отечественная школа атомщиков – наследников академика Флерова из Дубны в очередной раз подтвердила свой мировой уровень, в 2005-м совместно с учеными из США открыв твердый инертный газ с периодом полураспада нуклида в 1 мс. Ранее Оганесян с коллегами внесли серьезный вклад в открытие трансурановых элементов: резерфордия (№ 104), дубния (№ 105), сиборгия (№ 106), бория (№ 107), а в ноябре 2016 года Международный союз теоретической и прикладной химии присвоил элементу № 118 наименование «оганесон».

Оптимизм вносят и творческие планы российских ядерщиков, подкрепленные серьезными инфраструктурными вложениями. В марте в Дубне состоялась церемония закладки первого камня в основание перспективного ускорительного комплекса, приуроченная к началу работ по строительству российского коллайдера NICА. Первый запуск коллайдера планируется в 2019 году, он поможет раскрыть принципы, лежащие в основе фундаментальных сил и явлений во Вселенной: черных дыр, темной материи, темной энергии, «кротовых нор». Несмотря на российскую локализацию установок, в проекте принимают участие специалисты из 24 стран мира. Сохранилось и единое сообщество физиков советской школы: коллайдер строят представители Белоруссии, Казахстана и Украины. Кстати, по словам сотрудников Дубны, до 90% украинских специалистов, дистанцировавшись от нынешней политики официального Киева, продолжают работать с коллегами из РФ.

Таким образом, активные попытки нащупать оптимальные форматы научно-инновационного развития России налицо. И главное теперь – соблюсти сложный баланс между сохранением классической академической науки и новыми механизмами практико-ориентированных форматов.

Своеобразно интересным направлением являются научные успехи, связанные с работой ВПК и оборонными проектами. Судя по открытым публикациям в СМИ, информации профильных изданий, репортажам из зон вооруженных конфликтов, вложенные за последние годы немалые средства действительно дали результат.

Еще одна важная тенденция – разворот российского научного сообщества в сторону «хождения в народ». Ученые все более не желают выглядеть загадочными существами в белых халатах, «удовлетворяющими свое любопытство за государственный счет». Вторая причина – желание преодолеть запредельный уровень антинаучного, мистического мышления в обществе, так и не преодоленный после кризиса 90-х. Теперь во многих городах и университетах проводятся мероприятия Science Slam, когда в стендап-формате и непринужденной (зачастую клубной) атмосфере ученые популярно рассказывают о своих разработках. География перемещений лекториев известных популяризаторов науки (например, борца с лженаукой Александра Панчина) охватывает и почтенные международные сколковские форумы, и рок-бары городов масштаба Краснодара. С экранов канала «Наука 2.0» микробиолог из МГУ Андрей Шестаков в серии фильмов доступно разъясняет роль бактерий в нашей жизни. А в ноябре в столице прошел первый «Слет Просветителей», где собрались организаторы научных событий, лекторы, модераторы, научные журналисты и блогеры, занимающиеся популяризацией науки.

Особо хочется отметить не столь серьезный, но социально значимый для российского научного мира факт: влиятельный журнал Nature включил в топ-10 людей науки 2016 года российско-казахстанскую основательницу Sci-Hub биолога Александру Элбакян. Данный проект открывает свободный доступ к 46 миллионам научных статей, за которые их правообладатели, вообще-то, требуют у пользователей деньги. C точки зрения юриспруденции проект является пиратским сайтом и регулярно преследуется со стороны, к примеру, США. С точки зрения множества представителей международного научного сообщества – реализацией права на свободу информации и научного поиска. Судя по росту популярности Sci-Hub даже в странах Запада, где платить за доступ к статьям более привычно, вторая точка зрения уверенно побеждает в «народном голосовании».

В целом итоги 2016 года для научной среды можно подвести как позитивные. Это не дежурный оборот и не клише: весьма непросто работать в условиях экономического кризиса и дефицита ресурсов, при этом проводящиеся реформы не всегда подразумевают понятный результат. Но – процесс идет. Причем и «сверху», и «снизу».

Сверху – государство активно проводит научную политику, формулируя свой заказ на необходимые технологии. Нащупывает способы стимуляции научных команд, готовых активно создавать новый наукоемкий продукт. Пытается привлекать бизнес к заказу на разработку такового продукта вместо покупки готового за рубежом.

Снизу – путем резкого роста востребованности науки в обществе: от новогодних «научных шоу» для младших детей и робототехнических лабораторий для старших до научно-популярных лекций и «битв умов» для их родителей. При этом происходит не только количественный, но и качественный рост научно-просветительского движения в стране – популяризаторы науки объединяются, запуская новые проекты.  

Хочется верить, что в новом, 2017 году реализаторы этих путей будут двигаться вместе и играть за одну команду.

Текст: Никита Волченко