На правнуках природа отдыхает?..

Лев Толстой и еврейский вопрос

Политика в России - вещь пусть и унылая, но местами она подпрыгивает синусоидой и провоцирует общественное обсуждение. И, надо отметить, местами очень даже полезное.

Намедни вице-спикер Госдумы Петр Толстой, тот, что праправнук писа­теля Льва Толстого и троюродный брат телеведущей Фёклы Толстой, за­явил, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают евреи, яв­ляющиеся потомками тех, кто раньше рушил русские храмы. При этом он под­черкнул, что им не удастся остановить передачу Исаакия РПЦ. «Главный православный собор Петербурга будет действующим собо­ром». Цитата же звучит просто как емкая револю­ционная проза:

«Хочу от себя лично до­бавить, что, наблюдая за протестами вокруг переда­чи Исаакия, не могу не за­метить удивительный па­радокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там... из-за чер­ты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, ра­ботая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в зако­нодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Тут, как говорится, гря­нул гром. Потому что вы­сказывание это на грани фола. Критиковать можно, но где-то там, на задворках большой общественной и интеллектуальной жизни.

В Европе за такое и срок можно схлопотать.

 

 Пра-пра-правильный... Фото из Google

Воскликнут либераль­ные публицисты: «Антисе­митизм! Разжигание национальной вражды, дикость и пещерное сознание!», им в ответ из ультрапатриоти­ческого лагеря прилетит: «Евреи сели на шею рус­ского народа. Довольно!». Но не все так однозначно, как Петру Толстому пред­ставляется.

Антисемитизм в российской империи, до револю­ции 1917 года, был явле­нием обычным, как сего­дня антизападничество (кстати, известные «Про­токолы сионских мудре­цов», которыми зачиты­вался Гитлер, были изго­товлены в царской охран­ке). Например, действовала в царской России про­центная норма для получе­ния иудеями высшего об­разования - 10% в вузах черты оседлости, 5% во внутренних губерниях, 3% в Москве и Петербурге. Тогда в число правящих вельмож евреи не входили, сегодня они кадровый фундамент администра­тивного, культурного и гражданского класса.

Интересно, как Сергей Кириенко или Михаил Фрадков восприняли заяв­ление Петра Толстого? Да, они большей частью по­томки тех, кто действительно, тут с Толстым не поспоришь, в 17-м делали революцию. Но ирония в том, что они же сегодня охранители: «За царя и Отечество!» (Андропов был, например, еврей, а это культовая фигура для Пу­тина). Именно еврейские физики Харитон и Зельдович создали для СССР атомную бомбу.

 

Великий предок Петра Толстого Лев Николаевич вот евреев не хулил, а даже защищал. В переписке с еврейским публицистом Гецем он высказался по поводу антисемитизма в стране так: «Я жалею о стеснениях, которым под­вергаются евреи, считаю их не только несправедли­выми и жестокими, но и безумными, но предмет этот не занимает меня ис­ключительно. Думаю я об еврейском вопросе то, что нравственное учение евре­ев и практика их жизни стоит, без сравнения, выше нравственного учения и практики жизни нашего quasi-христианского общества».

Кстати, насчет последне­го тезиса Толстого Льва о христианстве не лишним будет напомнить, что РПЦ его от Церкви отлучила и предала анафеме за крити­ку основных постулатов православия и клерикаль­ного аппарата. А Иоанн Кронштадский обрушился на писателя невиданной бранью:

«Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету  на Россию, на ее правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбож­ник, подобный Иуде пре­дателю. Толстой извратил свою нравственную лич­ность до уродливости, до омерзения. Невоспитан­ность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в ле­та юности, как это видно из собственного его описа­ния своей жизни, были главной причиной его ра­дикального безбожия; зна­комство с западными безбожниками ещё более по­могло ему стать на этот страшный путь, а отлуче­ние его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, ос­корбив его графское писа­тельское самолюбие, по­мрачив ему мирскую сла­ву. О, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны.»

Какие же замысловатые кульбиты совершает чело­веческая порода, чуть бо­лее столетия назад Лев Толстой выступал в защи­ту евреев и против РПЦ, а его праправнук - с точнос­тью наоборот. И ведь не объяснишь сие лишь кон­фликтом отцов и детей. Куда там! Тут вопрос выше поднимай!

А вот интересно, если бы сейчас был жив Лев Нико­лаевич, пошел бы Петр Олегович против своего именитого предка и обви­нил бы того в разрушении духовных скреп? Думаю, ночами он сам себя мучает этими вопросами и заочно полемизирует с автором романа «Воскресение».

                                                                                                        Руслан АЙСИН, политолог

  

Газета ”Звезда Поволжья” № 03  26 января 2017 года, Казань

Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/