Мартин Шульц: Вюрзелен – Брюссель – Берлин
Социал-демократы утвердили Мартина Шульца в качестве главного кандидата от партии на выборах в Бундестаг.
Огромный плакат с портретом Мартина Шульца (Martin Schulz) появился на фасаде штаб-квартиры СДПГ ещё до того, как политик официально был провозглашён кандидатом от социал-демократов на пост федерального канцлера. Ведь номинация 61-летнего Шульца, состоявшаяся в минувшее воскресенье, 29 января, была, по сути, простой формальностью. Все процедурные вопросы были утверждены ещё накануне, когда Шульц подтвердил свою готовность выступить против Ангелы Меркель (Angela Merkel). С того момента популярность социал-демократа, а также доверие избирателя к СДПГ, стали расти как на дрожжах. Согласно последнему опросу общественного мнения, проведённому институтом Emnid, 62% респондентов допускают сейчас, что Шульц вполне может стать канцлером после выборов в Бундестаг, намеченных на 24 сентября. Опрос среди членов СДПГ дал вообще заоблачную, абсолютно непривычную для Германии цифру в 99%! За минувшую неделю в партию вступили более семисот человек, что также является рекордом. В прямом противостоянии Меркель – Шульц в настоящий момент, по мнению потенциальных избирателей, нет явного лидера. Кандидат от «красных» идёт практически вровень с действующим главой немецкого правительства. Уже в марте пройдёт внеочередной съезд СДПГ, где Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) передаст свои полномочия председателя партии Мартину Шульцу. И после этого избирательная кампания главного соперника Меркель стартует на полную мощь.
Чем же так привлекает немецких избирателей фигура Мартина Шульца? Главное, наверное, в том, что социал-демократ не просто рекламирует себя в качестве «человека из народа», но и действительно является таковым. «Я по-прежнему живу в Вюрзелене», – заявил он в своём первом большом телеинтервью после номинации в качестве кандидата в канцлеры, говоря не просто о прописке, а о своей тесной связи с обычными жителями страны. В этом маленьком городке под Ахеном Мартин Шульц в течение 11 лет, вплоть до 1998 года, был бургомистром. Именно здесь, на пересечении Бельгии, Нидерландов и Германии, и началась карьера Шульца в качестве европейского политика. Но всё могло быть и по-другому. Ведь будущий глава СДПГ мечтал стать отнюдь не политиком, а профессиональным футболистом, но травма колена поставила крест на всех устремлениях в будущее 24-летнего молодого человека. Потерявший цель в жизни Шульц запил и лишь благодаря брату не стал законченным алкоголиком. Обучения в гимназии Шульц так и не завершил, поэтому ни о каком высшем образовании не могло быть и речи. Он начал зарабатывать на жизнь торговлей книгами, стал изучать иностранные языки, заинтересовал политикой, вступил в СДПГ. Сегодня «убеждённый европеец», социал-демократ до мозга костей Мартин Шульц свободно говорит на семи языках, проглатывает по несколько книг одновременно, продолжает заниматься самообразованием.
Стоит признать, что у кандидата на пост канцлера от СДПГ действительно нет опыта работы в «большой политике» Германии.
Ведь ему на роду было написано заниматься скорее вопросами политического и экономического взаимодействия между европейскими государствами. Как часто вспоминает Мартин Шульц, ещё во времена Первой мировой войны его родственники, жившие по соседству, но по разные стороны границ, вынуждены были стрелять друг в друга. Лишь объединение Европы, начавшееся после окончания Второй мировой войны, положило конец этой семейной трагедии. «Сегодня я живу в такой Европе, о которой мои родители не смели и мечтать», – заявляет Шульц, говоря о демократических ценностях Европейского союза. Надо сказать, что бывший глава Европейского парламента крайне болезненно воспринимает сегодняшние трудности, переживаемые Евросоюзом, а «Брекзит» стал для него, как для сторонника единой Европы, настоящим шоком. Именно поэтому он уже заявил о том, что всегда будет выступать за «общеевропейский интеграционный проект» и критиковать «очкариков», которые принимают решения, касающиеся всего ЕС, за «закрытыми дверями».
Кстати, для самого Шульца отсутствие опыта работы в немецком правительстве не является большой проблемой. По его словам, он каждый день сталкивается с заботами и чаяниями простых людей, так что не понаслышке знает о проблемах Германии. «Нам нужно больше социальной справедливости. Не может быть такой ситуации, когда немецкий пекарь платит больше налогов, чем мировой концерн, продающий кофе, который скрывает свои деньги в налоговом офшоре», – заявил Мартин Шульц на своей номинации. По его убеждению, на высших должностях в стране должны работать только те политики, которые хорошо знакомы с повседневными заботами жителей Германии.
Кстати, тот факт, что Шульц не входил в состав последних немецких правительств, где социал-демократы были младшими партнёрами консерваторов, серьёзно играет в его пользу. Ведь ему нельзя поставить в вину то, что он поддерживал те малопопулярные решения, которые принимались Меркель при молчаливом согласии руководства СДПГ. Похоже, немецкий избиратель считает, что Мартину Шульцу действительно можно доверять. И это в корне отличает его как политика от Зигмара Габриэля. Ещё действующий глава СДПГ тоже отличный оратор и умелый руководитель. Но, запутавшись в своих многочисленных «ролях» – то будучи в оппозиции, то в правительстве, – Габриэль постепенно растерял доверие избирателей, в то время как Шульц получил сегодня этот кредит даже с запасом.
Алекс Вайден
Комментарии