Морской славе Украины— 510 лет?
Казацкие чайки на Черном море
В апреле 1492 года запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягинеей и освободили украинцев, захваченных в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще. По морской традиции, принятой на всех флотах государств мирового сообщества, если нет конкретной даты подписания конкретного документа о создании национальных военно-морских сил, то «днем флота» считается дата его первой победы.
Информация о первой победе запорожцев прошла окольным путем, через жалобу со стороны потерпевшей стороны — татарского хана Менгли-Гирея, правившего Крымом с 1466-го по 1515 год, — великому князю Литовско-Руського (Украинского) княжества Александру, младшему сыну покойного польского короля Яна-Казимира. Само письмо хана пока не найдено, однако, чтобы факт боя под Тягинеей был исторически установлен, достаточно того, что найден был ответ великого князя Александра на ханскую жалобу.
В США праздник Военно-морского флота — день, когда в 1775 году флотилия Поля Джонса одержала первую победу над флотом короля Великобритании во время войны за независимость. Каждый американский школьник в США знает об этом и гордится Полем Джонсом как героем-моряком и основателем американского военно-морского флота. Россия в 1996 году весьма широко, на государственном уровне отмечала 300 лет российского флота, выпустила трехтомник «Три века российского флота».
А у нас, в Украине, празднование 500-летия Украинского военно-морского флота так и не состоялось, хотя украинские моряки об этой дате знали. Тогда в этом вопросе доминировал иной подход: считалось, что в Украине в то время вообще никакого флота не могло быть, поскольку не было украинской государственности. Военно-морские историки не считали казацкие чайки боевыми судами, сидевших в них казаков — морской пехотой, а Запорожскую Сечь — государственным образованием.
Тогда, в 1992 году, критики версии о многовековой истории украинского флота базировались — да и теперь базируются — на классическом определении флота как «собирательном наименовании кораблей, судов и других плавсредств по их назначению: военно-морской, транспортный, промысловый, речной, по энергетическим устройствам и техническому оснащению — гребной, парусный, паровой, атомный и так далее». Они упирают на то, что флот — это совокупность судов различных видов и типов, а не только одного. Забывая при этом, что в военно-морской терминологии существует термин «москитный флот», широко распространенный в ХIII—ХV веках и возродившийся во время Первой и Второй мировых войн.
Москитный флот Христианской казацкой республикиВеликие украинские историки Драгоманов и Крипякевич называли Запорожскую Сечь Христианской казацкой республикой, принимая во внимание то, что это было государственное автономное образование в составе Речи Посполитой, которое официально признавалось государственными документами последней. Сечь принимала иностранных послов, заключала международные договоры, имела собственное правительство, армию и флот, пользовалась определенными правами и привилегиями. Таким образом, казацкий запорожский флот можно квалифицировать как флот автономного украинского государства в составе Речи Посполитой.
Действительно, флот Сечи не имел большого разнообразия плавсредств, как это было в европейских морских странах и в Оттоманской Порте. Тип боевого судна был подсказан запорожцам теми условиями, в которых они вели морские и речные боевые действия. И, если судить по тем боевым функциям, которые выполняли экипажи запорожских чаек, то вряд ли они отличались от аналогичных функций современных морских пехотинцев. Это не голословное утверждение, а результат анализа боевых действий запорожской морской пехоты и москитного флота, которые на протяжении 150 лет боевых действий против Оттоманской Порты добились того, что Черное море стали называть Казацким морем, а в морские походы ходило до 300 чаек с экипажами до 20 000 человек. Запорожцы одинаково хорошо дрались в пешем строю на суше и на воде, имели подводных боевых пловцов, выполняли десантные операции.
«Москитный флот — собирательное наименование большого количества малых боевых судов — носителей торпед, оружия. В начале XX века в теории военно-морского искусства ряда стран считалось, что москитный флот в прибрежном районе способен противостоять броненосному флоту, лишить его господства на море. Впоследствии практика показала несостоятельность этой теории», — так определяется этот термин «Военно-морским словарем», изданным в 1990 году.
Это современное определение полностью подходит для военно-морского флота Запорожской Сечи. В нем не было больших судов, но были разнотипные малые суда: «морские чайки», «речные чайки», «дубки», «однодневки», транспортные чайки, на которых перевозили даже скот: по просьбе Екатерины II запорожцы перевезли в Украину всю Ногайскую Орду. Морские чайки имели малую артиллерию, которую использовали при штурме крепостей, в том числе Измаила, Березани и Тамани.
Москитный флот был только на Сечи. Реестровые конные казацкие полки плавсредств не имели. Флот решал тактические и стратегические задачи, совершал походы в Малую Азию, к Криту и Египту, был в Греческом архипелаге и неоднократно угрожал Константинополю. На счету казацких адмиралов Сагайдачного и Головатого такие морские победы, которым могли бы позавидовать европейские «морские волки». Начав с победы под Тягинеей, Черноморская военная флотилия закончила победой под Березанью, которая привела к падению крепости Очаков, и взятием крепости на острове Сулин, что обеспечило падение Измаила. Потом, ранней осенью 1792 года, вместе с Черноморским казацким войском флотилия забазировалась на Тамани.
Три века, то есть ровно столько, сколько было российскому флоту в 1996 году, москитный флот Запорожской Сечи служил своему народу, храбростью и воинским профессионализмом доказывая, что победа в 1492 году не была случайной, а возвестила на Черном море и в Малой Азии о рождении нового морского фаворита.
Триста лет походов и боевВ первую сотню лет, с 1492 по 1592, запорожцы отрабатывали морскую тактику ведения боя и достигли определенного успеха, так как в 1500 году турецкий султан приказал перекрыть цепями устье Днепра, чтобы не пустить запорожские чайки в Черное море. Но уже в 1545 году казаки высадили морской десант у крепости Очаков и основательно потрепали противника, уничтожив цепное заграждение. В 1587 году запорожский десант взял город Козлов на крымском побережье, разгромил там работорговцев и освободил 2000 украинских, польских и российских людей, угнанных в рабство.
Второе столетие запорожский флот начал с морского десанта на крепость Килию в 1602 году, а через четыре года повторил его, планомерно уничтожая систему татарской и турецкой работорговли. Затем под адмиральством гетмана Петра Сагайдачного был проведен ряд упреждающих стратегических ударов по центрам работорговли, целью которых было заставить крымского хана прекратить набеги на Украину и заняться обороной собственных городов и побережья. В ходе этой операции были уничтожены опорные пункты ханской и султанской работорговли на побережье Болгарии, в Анатолии, в Крыму. В 1614 году запорожцы, выбросив морской десант в Варне, уничтожили предмостные укрепления и освободили 6 100 рабов.
Досталось и султанской столице. В 1615 году Петр Сагайдачный провел блестящую операцию на побережье Крыма и Анатолии, завершив ее ударом по столице с таким успехом, что в гареме султана (так сообщали европейские послы) у многих жен начались преждевременные роды. Султан был взбешен и объявил казацкого адмирала своим личным врагом. Мощный флот пошел к устью Днепра вдогонку Сагайдачному. Но запорожский адмирал повернул к татарскому центру работорговли — городу и морской крепости Кафа. Ночью запорожцы тихо высадились на берег, днем прошли к Кафе, а на следующую ночь подвезли к крепостным стенам солому. Под видом купеческого каравана казаки Сагайдачного вошли в крепость. Настала следующая ночь: у стен запылали костры, янычары бросились защищать стены, а запорожцы ударили по ним с тыла. К утру невольничий рынок Кафы перестал существовать. Пленные, получив оружие, ударили по пристани. К полудню из гавани в сторону турецкой столицы ушла только одна фелука. По разным источникам, в Кафе нашли свою гибель от 5 000 до 10 000 янычар, хотя, вероятно, это число было завышено. Так или иначе, Кафа надолго вышла из системы турецкой торговли людьми.
Гнев султана не знал границ. Капудан-паша пошел против казацкого адмирала к Очакову — но Сагайдачный ударил по Синопу, центру работорговли на Анатолийском побережье. Он взял крепость, разрушил стены, сжег город, посадил на турецкие галеры освобожденных рабов и ушел восвояси. Султан грозил Речи Посполитой войной, а в 1619 году навязывал польскому королю договор, первым пунктом которого было уничтожение Запорожского флота и выдача султану адмирала Петра Сагайдачного. Но польский король, к его чести, на такие условия не пошел. В марте следующего 1620 года казацкие чайки ударили по Кинбурну, сожгли одну галеру, захватили другую, освободили пленных и на захваченной галере транспортировали их на Сечь.
Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения султана. Весной 1621 года Осман II пошел на украинцев и поляков с войском в 100 000 мушкетов и сабель. В Молдавии к нему присоединился крымский хан с 60 000 всадниками. У польского короля тогда было всего 30 000 войска, и он попросил помощи у гетмана Петра. Сагайдачный привел с собой 40 000 запорожцев. Но несмотря на численное преимущество у Хотина, султану не удалось одержать победу. Война завершилась миром 28 сентября 1621 года. Запорожцы спасли Речь Посполитую.
Во время национально-освободительной войны Хмельницкий заключил с султаном и ханом союзный договор, и запорожский флот в Черное море не выходил. Последними были поход Ивана Мазепы и полковника Палия на Кизикермен и Крым и запорожского полковника Якова Лизогуба под Азов на помощь войскам Петра I. На море запорожцы потерпели поражение под командой кошевого Чалого, атаман погиб.
Третий век запорожского флота начался в 1737 году, когда возрожденный флот принял участие в штурме турецкой крепости Очаков. Потом, в 1771 году, запорожцы участвовали в операциях царских войск на Дунае, где погиб полковник Сидловский. Екатерина II наградила флотилию почетным знаменем. Яркими боевыми подвигами запорожский флот прославился во время Лиманской операции против турок 18 июня 1788 года, после которой умер от ран кошевой Черноморского войска верных казаков Сидор Билый. 7 ноября того же года казацкий флот под командой Антона Головатого взял крепость на острове Березань. Через два года Черноморская флотилия Головатого овладела крепостью на острове Сулин и оттуда штурмовала Измаил, который был взят 11 декабря 1790 года. Наконец, 21 мая 1792 года генерал-аншеф Каховский уведомил начальника Лиманской флотилии вице-адмирала Мордвинова о том, что Черноморская казацкая флотилия переводится на Тамань. Так завершился боевой путь Запорожского москитного флота, длившийся три столетия.
Вряд ли в то время эти храбрые, умные и образованные казацкие морские волки задумывались над «военно-морской доктриной флота Запорожской Сечи». Такие мудрствования показались бы им смехотворными, хотя на практике их подход к решению стратегических и тактических задач имел прямое отношение к военно-морской доктрине государства. Но об этом — позже.
Прошло 125 лет, прежде чем национальный военно-морской флаг Украины был поднят над боевым кораблем на Черном море.
http://www.zn.ua/3000/3150/34522/
Комментарии
- тогда надо полагать у Татар задолго до этого уже был флот :-))
Татары решали вопрос: почему в их "территориальных" водах напали на корабль союзника (сюзерена?) люди соседнего государства.
С претензией выступили...
А потом Русь Украиной называться стала.
Как Великий Рим - Италией, а Галлия - Францией и так далее...