Баку возвращает своё: как скоро Ереван станет Иреваном ?

На модерации Отложенный
 
Баку возвращает своё: как скоро Ереван станет Иреваном ?
 

Давненько ожидал подобного развития сюжета и аккурат перед Новым Годом стало понятным: Азербайджан заходит с турецких козырей. Объединенные идеей «одна нация – два государства» султан Эрдоган и … Ильхам-паша Гейдарович (на османский имперский манер) берут быка за рога. Хотя, справедливости ради, глядя на армянское начальство в лице Пашиняна — жертвенного барашка за загривок. На встрече с интеллигенцией прозвучал приговор, к которому в Ереване должны отнестись более чем серьёзно, настоятельно рекомендую:

«ХХ век принес большие трагедии для азербайджанского народа. Одним из первых своих решений Азербайджанская Народная Республика в 1918 году подарила Армении наш исторический город Иреван. Непростительный шаг, предательство и преступление. Мы не будем и не должны больше искажать нашу историю»

Легенды Армении

Предания народа гласят: город Ереван появился в мировой истории благодаря старику-рулевому Ною, увидевшего в бурных водах Потопа вершину горы Арарат. При этом он вскликнул «Ереванц!» («она появилась!»). Оставим за скобками данное утверждение, очень прошу. Речь в Ветхом Завете не о горе Арарат, находящейся ныне в Турции, а о Джуди-Даг в Курдистане. Сами армяне раньше Арарат так не называли, предпочитая исторический топоним Масис.

 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

А заподозрить старче Ноя в знании современного армянского, о котором впервые узнали всего семь сотен лет назад … кощунство. Ещё в школьные беззаботные годы был горд фактом, как любой советский пацан-интернационалист, что город Ереван древнее античного Рима аж на 28 лет, ведь в 1950 году была найдена каменная плита на холме Арин-Берд с надписью «город Эребуни основал Аргишти I, царь Урарту».

Находка стала бесценным археологическим символом, поводом для ликования республики. Скептически скривившиеся физиономии советских археологов с историками в «Эребуни» видеть категорически не желали. Как и не смогли воодушевлённые партийные чиновники объяснить: как урартийцы (нахско-хуритский этнос) относятся к армянам-хайкам? Но кому интересны книжные черви, в 1968 году Ереван отпраздновал свой 2750 год рождения и каждое 10 сентября продолжает широко гулять.

 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

Хотя в найденной надписи упоминаются три клинописных знака «Р-Б-Н» (гласных букв в те времена не было), никто из археологов не понял, почему нужно читать именно слово «Эребуни». Да, царь Уратру Аргишти I мог основать «Р-Б-Н», только почему указание географического расположения привязали к нынешнему Еревану, надпись могла описывать далёкое место. Тем более, армяне к тому времени были далеко от Кавказа, лишь находились в процессе расселения и поиска исторической родины.

Предупреждаю, изучать армянскую историю — одно из самых неблагодарных занятий, на такой риск независимые специалисты не решаются, чтобы не быть заплёванными «самым древним народом» (не евреями). Письменные хроники, более-менее синхронизированные с античными, писались настоящими патриотами армянского народа, безбожно перевирались временами, настолько перебарщивая с «древностью», что случайно забредавший туда историк впадал в ступор, отказывался связываться с фальсификацией.

Особенно когда поднимался вопрос небывало могучего государства «Великая Армения», брата-побратима и наследника древней Урарту. Нет, рвение армянских историков вызывала уважение, но одиозные вещи приходилось пресекать. Например, бескомпромиссно боролся с мифотворчеством Борис Пиотровский, академик и директор Государственного Эрмитажа. Раздолбавшего сказки «о древнем хайасском иероглифическом письме Армении», на деле бывшем первым куфическим, с фальсификациями в прорисовке и чтении не на арабский манер.

 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

После скандалов в середине 70-ых годов прошлого века, к вопросу Еревана (известного историкам исключительно, как город Иреван), начали присматриваться пристально. Чтобы не обижать соседей по советской коммуналке, историки старались собирать сведения о прошлом города по независимым источникам, записям путешественников и проверенным временем хроникам из библиотек и национальных фондов стран Азии. Само собой, поднимались материалы времён Российской Империи.

В конце XIX века никто из посещавших Ереван не замечал там преобладания армянского населения или традиций, типичный Восток. С шумным базаром, где армяне, грузины, персы-шииты и турки-сунниты одинаково косо посматривали на русских городовых. А если говорить о столице Армении, то путешественники хором называли город Ван, никак не Ереван. И конечно же, интеллектуалы всегда хихикали в дневниках, слыша в кафанах историю о первом человеке, армянине по имени Ной.

Настоящая история

Дервиш Мехмед Зилли (1611 – 1682), более известный исторической науке как Эвлия Челеби сорок лет путешествовал по Османской Империи, оставив после себя прекрасный труд под названием «Книга путешествий». Прибыв в тогдашний Ереван, вот что написал:

В 810 году (1407) один из любимцев Великого Эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на эти земли, увидел плодородный край и поселился здесь. День ото дня богател на выращивании риса и строил городок. В 915 году (1509) шах Иранской земли Исмаил приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить здесь крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Это прекрасное укрепление из кирпича и камня стоит на восточном берегу реки Занга.

Реваном местечко называлось недолго, в купчих и официальных документах Османской и Персидских империй вскоре появляется топоним Иреван, во времена Российской империи город — Эриван, что подтвердил в своё время академик Василий Бартольд:

Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI в. при шахе Исма’иле, и тогда же получила своё нынешнее название.
 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

Вот знаменитая картина Франца Рубо «Здача крепости Эривани», запечатлевшая событие 1 октября 1827 года. Типичный мусульманский городишко с караван-сараями, с мечетями, и ханским дворцом. Действительно армянский город Ван выглядел совсем иначе, даже планировка улиц была иная. Засим, фиксируем неоспоримый факт: Реванска/Иреванская/Эриванская крепость была построена мусульманами, сначала принадлежала персидской династии Сефевидов.

Идём дальше, на новенькую и ещё недостроенную крепость Реван позарились турки, в 1514 в

«прошли реку Занги относящейся к Чухур-Саду и подошли к городу Реван. На следующий день был взят Реван и включен в Османские земли. 7-го шабана был взят армянский духовный центр Учкилисе».

Вскоре им пришлось отступить, город Реван оказался в «серой зоне» между двумя Империями, а в период ослабления Сефевидской династии образовалось 20 независимых ханств, одним из которых стало Иреванское, павшее только под натиском русских войск в начале XIX века.

Справка: Эриванское (Иреванское) ханство — вассальное от Персии полугосударственное феодальное владение, образовавшееся в 1747 году на части территории беглербегства Чухур-Саад после смерти Надир-шаха Афшара. К 20-м годам XIX века граничило на севере с Российской империей, на востоке — с Гянджинским и Карабахским ханствами, на юге — с Нахичеванским ханством, Персидской областью Азербайджан, на западе — с османским эялетом Карс.
 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

Что и зафиксировал Туркменчайский договор, царь Николай I своим Указом от 21 марта 1828 года образовал на территории Иреванского и Нахичеванского ханств «Армянскую область».

Помимо десятков городков, там фигурировал Иреван, с проживавшими здесь 7 331 мусульманами (адербейджанцами, по названию области) и 2 369 армянами. Русские начали исправлять этнический баланс, о чём пишет Грибоедов Светлейшему князю Варшавскому, графу Паскевичу-Эриванскому в «Толковании Туркменчайского трактата»:

«Статьею XV даруется Его величеством шахом полное прощение всем жителям и чиновникам Адербейджана. Сверх того, будет предоставлен годичный срок для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские, для вывоза и продажи движимого имущества»

Как происходило переселение армян, можно ознакомиться в книге за авторством высокопоставленного чиновника Российской империи Шаврова «Новая угроза Русскому Делу в Закавказье», изданной в С-Петербурге (1911-й год). Одни лишь документы, никакой политики:

«Мы переселили в Закавказье свыше 40 000 персидских и 84 600 турецких армян, водворили их на лучшие казенные земли Елизаветпольской и Эриванской губернии, где армянское население было ничтожно. И в Тифлисский, Борчалинский, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды, где в основном жили азербайджанцы, грузины и турки-месхетинцы.
Необходимо иметь в виду: из 124 000 армян, официально переселенных, переселились сюда и множество неофициальных, общее число значительна превышает 200 000 человек. После Крымской кампании опять вселяется некоторое число армян, в точности не зарегистрированное. В период с 1864 по 1876 г. ознаменовывается нашей усиленной деятельностью по заселению Черноморского побережья армянами и греками, привозившимися на казенный счет из Малой Азии»
 
 
Эривань, начало ХХ века (иллюстрация из открытых источников)
 
Эривань, начало ХХ века (иллюстрация из открытых источников)

Объективно

Все вышеперечисленные события имеют диаметральные оценки, в зависимости от того, кто по национальности писал … статьи «Википедии». Для спокойствия ума нужно посетить Грузинский национальный Музей, в экспозициях находятся тысячи экспонатов времён Эриванского Ханства. Их вывезли из Еревана энтузиасты-историки в середине 30-ых годов, когда руководство Армянской ССР решило снести Эриванскую средневековую цитадель, изрядно обветшавшую после землетрясения 1864-го года, но хранившую в подвалах немало интересного из истории города, вплоть до интерьеров и картин убранства ханского дворца.

Удивитесь, но армянского в запасниках не найдётся, зато эпоха персидских Каджаров представлена во всей красе. Многие сейчас бросились в комментарии, с обвинениями: автор «топит» за азербайджанцев. Нет, даже в мыслях не было. Но бесстрастная история говорит, что Араратская долина всегда была стратегическим узлом в противостоянии турок и персов, турок и русских, персов и русских. По землям не раз прокатывались жестокие войны, иногда в режиме «выжженной земли».

Миграционные потоки регулировались жестокой рукой безжалостных пашей, курдами и грузинскими царями, армянскими меликами Сюника и Карабаха, каджарами и бог весть знает кем, вплоть до русских имперских властей, желавших «Армянскую область» сделать действительно армянской. Выкупавших и переселявших тысячи семей со всей Малой Азии и Ближнего Востока, выселяя азербайджанцев и турок-месхетинцев, живших тут веками. Иногда всю правду узнать невозможно в принципе.

Узлы этнических противоречий настолько тугие, что передача Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 28 мая 1918 города Иревани дашнакам Советской Армении их затянуло намертво, взаимные претензии нарастали. Повинны в том радикалы-националисты с обеих сторон. Азербайджано-армянский вопрос пытался распутать Сталин, когда к нему обратились диаспоры после Тегеранской конференции 1943-го. Проблему даже столь тонкий знаток Кавказа не смог решить, жёстко отказал присоединять Карабах в АрССР, но с 1946 году из Сирии, Греции, Ливана, Ирана, Болгарии и Румынии переселил десятки тысяч армян.

 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

Говорить из Баку, что исконными историческими землями Азербайджана являются Иреванское ханство, Зангезур и Гейча, Нагорный Карабах и ещё сотни местечек — можно, конечно. Преобладание мусульманского населения здесь на начало ХХ века было очень солидным, несмотря на усилия имперских властей. Но сбрасывать со счётов гонения армян во времена владычества персов и турок, тасование общин и принудительное переселения вглубь имперских земель — не стоит забывать.

Ценные человеческий материал был, трудолюбивый, образованный, давший Османской Империи и шахским династиям немало гениальных администраторов, дипломатов, полководцев, учёных, создававших целые ремесленные и промышленные отрасли, династии успешных торговцев и купцов. Отдельная болезненная тема — геноцид армян 1915-1916-х годов, до сей поры не исследованный, не получивший жёсткой исторической и политической оценки, тщательно политизируемый.

Армяне после прихода в Закавказье русских получили шанс на автономию и государственность, опутав её кучей мифов. Турки, персы и азербайджанцы смотрят на проблему с позиций документальных и материальных источников, раздражены истреблением исламского наследия земель во времена Армянской ССР, когда целые эпохи старательно вымарывались. И не забыли встречный геноцид 1918-1922-х годов, когда дашнаки «порезвились» на славу, истребляя всё мусульманское методами башибузуков. Правда всегда посередине.

Продолжать в том же темпе накалять обстановку, токуя лишь собственную историческую оценку, не желая слышать противоположную сторону — путь к более страшному конфликту, нежели Карабахский. С учётом современных непростых реалий всеобщей хаотизации мира и региональных конфликтов. Простите, но Баку и Ереван (как бы его не называли мусульмане) начинают погружаться в националистическое болото. Подогреваемое турками с одной стороны, радикальными армянскими диаспорами из-за пределов страны — с другой.

Выводы

Ильхам Алиев, получив надёжный тыл новой Оттоманской Порты, действует безукоризненно. Может не спешить, непрочная государственность Армении начала рассыпаться с 2018-го года под ударами популистов Пашиняна, получивших прямое указание западных спецслужб устранить русское присутствие в Закавказье. Ровно такую же цель ставит Анкара, армяне же являются достойным трофеем для величия империи султана Эрдогана. Лёгкая добыча, сама идущая в лапы.

 
 
(иллюстрация из открытых источников)
 
(иллюстрация из открытых источников)

Уверен, исторические оценки скоро придётся давать не делам минувших веков, а проделкам нынешнего руководства Армении. Турки владеют отточенными навыками «заходить в каждый дом» без ножа и насилия, умеют ждать и терпеть. Не знаю, сам ли Ильхам-паша въедет в азербайджанский Иреван, либо его преемник, но ждать недолго. Он мудрый прагматик, свои заявления строит на определённом базисе.

Первый столп оного — демографический. Армения сегодня раздираема экономическими и политическими противоречиями, опустошаемая страна с тающим суверенитетом. Насколько велика в военном плане, готова к защите своего кровного … давайте не будем, 2020-й всё ярко продемонстрировал. А трескучие угрозы Пашиняна и размахивание деревянной сабелькой из-за спин русских миротворцев или из резиденции американского посольства все меньше смущают Баку и Анкару.

Никакой якобы «четырехмиллионной Армении» не существует, уже на 1 января 2018 года было меньше трёх. В год покидают родину до 60 тысяч человек, а показатели рождаемости не просто падают — стремительно скатываются по 10-12 % каждые двенадцать отчётных месяцев. Понимать угрозы Ильхам-паши Алиева стоит исключительно через призму этих печальных данных. Накинем психологический надлом общества, понимающего безнадежность военно-политического противостояния.

Без России Армении не бывать … Хотя почему не бывать, Иреванское ханство может стать недалёкой перспективой, а историки на гранты диаспор и Сороса начнут писать, как юг Краснодарского края был прародиной древнего армянского народа. Найти ещё одну плиту «город Сочи основал Аргишти I, царь Урарту» не трудно. Когда народ перестаёт защищать свою землю — он обречён. Поймут армяне, кто и куда их ведёт — спасутся. Нет … будут вновь рассказывать в кафанах Востока и чайных Москвы о первом человеке на земле, армянине Ное.