Поколения Вавилонской Башни

На модерации Отложенный

 Что хотел осуществить на самом деле Нимрод, правитель Вавилона? Что означает Башня, написанная с большой буквы? И немного других нетривиальных вещей.

1. И был на всей земле один язык и слова немногие.

2. И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там.

3. И сказали друг другу: давайте наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины.

4. И сказали они: давайте построим себе город и башню главою до неба, и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли.

***

И был на всей земле один язык и слова немногие: Выше (10:5), 20, 32) было подчёркнуто, что народы разделились сразу после Потопа, еще до строительства Башни. Как же это согласуется с упомянутым здесь одним языком для всех? 

Заранее прошу прощения для почитающих Синодальный перевод ВЗ (Торы) имеющий всё-таки некоторые досадные искажения перевода и неточности, но всё-таки придётся заглядывать именно в источник.

Дело в том, что речь идёт о разных "языках".

В иврите есть два слова для обозначения понятия "язык": лашон, означающее также "язык во рту" (как и в русском), и сафа, означающее "губы". В 10 главе, в выражении "расселились по своим языкам", употребляется лашон, а в главе 11, где "был на всей земле один язык", используется сафа.

Язык находится внутри тела, а губы снаружи. И эти два вида языка совсем не идентичны. Лашон, "язык для внутреннего использования", это система понятий для описания действительности, и он нужен для формулировки моделей окружающего мира, на которых основано функционирование общества. Такой внутренний язык, описывающий происходящее в понятиях собственной культуры, был особым у каждого из народов. И кроме них на земле был единый "внешний коммуникационный язык", сафа, с помощью которого народы общались между собой.

В результате истории Вавилонской башни именно внешний коммуникационный язык распался, и народы остались каждый со своей картиной мира и разошлись по странам.

И слова немногие: Само по себе наличие общего коммуникационного языка (в дополнение к отдельным, самобытным языкам разных народов и культур) - совсем не плохо. Плоха его бедность: в нём есть только "слова немногие". Из-за этой бедности и примитивности общего языка на нём невозможно было построить ничего кроме жёсткой вертикали власти и простой командной структуры.

На нём нельзя было выражать тонкие мысли, нельзя рассказывать о глубинах культуры и налаживать настоящее взаимопонимание между народами - он служил только языком жесткого управления. Т.е. это средство коммуникации было настолько извращено людьми, что не имело право на дальнейшее существование.

И сказали друг другу: давайте наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины: Эта крупнейшая технологическая революция, создающая однородные кирпичи вместо разнородных камней, вместе с новым связующим элементом (смола гораздо крепче глины), - дала возможность резкого улучшения строительства и условий жизни людей. Однако новые достижения были использованы совсем на другие цели.

И сказали они: давайте построим себе город и башню главою до неба, и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли: Цель строительства Башни - не в том, чтобы "достигнуть неба", это только характеристика проекта. Цель иная, и она ясно указана: не допустить разделения человечества. После ухода Ассирии (10:11), чей пример может оказаться заразительным, Нимрод хочет укрепить своё царство, предотвратить уход других народов. Для этого ему нужно создать объединяющую идею, "сделать себе имя". Такой идеей стало строительство великого "города и башни главой до неба" - т.е. это должно было стать проектом, который вовлекал бы всех в общую задачу и удерживал народы вместе на территории подвластной Нимроду.

Башню главою до неба: Цель должна быть великой, и при этом недостижимой (каким, например, было "построение коммунизма советстким союзом"). Только такие великие и несбыточные прожекты могут постоянно поддерживать необходимую интенсивность и обеспечивать всеобщую вовлечённость в процесс. Ведь пленить людей великой целью гораздо проще, чем направить их на решение более практичных, но менее массштабных и нужных им же задач. 

Разрушение Башни.

5. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6. И сказал Господь: ведь народ один и язык один у всех; и такое стали они делать; а теперь не будет для них недостижимым всё, что они задумают сделать?

7. Сойдём же и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга.

8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

9. Поэтому наречено ему имя Вавилон, и оттуда рассеял из Господь по лицу всей земли.

 

И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие: Это "схождение" может восприниматься как Суд, но также и как Откровение (подобно Исх. 19:20).

Через это для людей проявился новый духовный уровень более высокий, чем тот, который был присущ "одному языку с немногими словами". Таким образом, это привело к взаимному непониманию, и - как следствие - к отказу от примитивного общекомандного языка и прекращению строительства Башни, как символа, удерживающего всех вместе в повиновении и преклонении перед государством Нимрода. 

Именно на такой подход, как понимание это сошествие, как милость, а не как суд, указывает использование во всём этом отрывке четырёхбуквенного Имени "Господь", говорящего о Милости, а не Имени Элоhим, связанного со строгостью и судом.

И сказал Господь: ведь народ один: выше (10:32 и ранее, в описании разделения народов после Потопа, до истории Вавилонской Башни) для обозначения понятия "народ" используется слово гой, т.е. народ в этнически-родовом смысле, - здесь же употреблено слово ам, народ в политически-государственном смысле.

Человечество на данный момент представляет собой уже много сложившихся этносов, политически объединённых в одно Вавилонское царство. Когда это своеобразное политическое единство разрушается, этносы расходятся по своим странам.

И язык один у всех, и такое стали они делать: Имея общий канал коммуникации, они стали использовать его неправильно.

А теперь не будет для них недостижимым всё, что они задумают сделать: Недостижимым будет вовсе не возведение "Башни главою до неба" (достигнуть, неба, конечно невозможно, и древние были в этом не глупее нас): башня же была не целью, а лишь средством в реализации замысла. А целью было "не рассеиваться по лицу всей земли", оставаться под единой Вавилонской властью - что при бесконечном строительстве Башни было вполне реализуемо при наличии соответствующего террора и застоя в развитии.

Такое своеобразное единство полностью блокирует продвижение и развитие общества. А ведь именно в развитии, а вовсе не в таком "единстве"! - состоит задача перед человечеством и рано или поздно человек его начинает требовать.

Для развития различные народы и культуры должны конкурировать между собой, а не осуществлять один общий проект стоя на месте в развитии. И когда различные народы, имея свой собственный язык лашон, стремятся саморазвиваться, другой язык становится утерянным и происходит непонимание и неприязнь к общей цели не имеющей на самом деле никакого практического смысла.

Выразить свои новые сложные чувства и впечатления можно только на более богатом, внутреннем языке своей культуры, на лашон. Бедного общего языка будет не хватать для описания реальности и собственных интересов и понимания картины мира. Каждый народ всё более глубоко будет чувствовать именно свою принадлежность, отличную от других, именно своё язык будет для него всё более ценным и развивающимся инструментом общения друг с другом. Это выражено в главе как Божественное Откровение в виде смешения языков под Именем Милости.

Чтобы они не понимали речи друг друга: Возможно, что технически общий язык не пропал, и они продолжали понимать слова - но не могли прийти к взаимопниманию. Достигнутый отдельными культурами уровень стал настолько превышать способность ограниченного общего языка для его выражения, что объясниться друг с другом стало практически невозможно. Это и разделило их окончательно.

Оттуда рассеял их Господь по лицу всей земли: Эгоцентристкий план Нимрода установить свою личную и нераздельную тиранию власти таким способом, в виде несбыточного прожекта и как следствие поклонение государству в ущерб народам, разрушился.

В дальнейшей истории, преклонение перед государством всегда становилось верой, охватывавшей умы философов, писателей и государственных деятелей, и всегда влекущей за собой самые ужасные трагедии. Ведь выяснилось, что фашизм был не более чем верой, а некая грандиозная и недостижимая идея была опять той Башней Нимрода. Об этом свидетельствует намёк, в виде поясняющей притчи к Писанию, описанная как то, что когда строительство Башни уже зашло далеко, люди настолько жестоко стали относиться друг к другу, что жалели выпадающие кирпичи, ведь их долго нужно было нести на верх, а когда падал человек, на него никто не обращал внимания.

А само рассеяние оказалось позитивным, ведь оно заложило основы дальнейшего развития и прогресса человечества в целом.

-