Компьютер решил главную проблему путешественников во времени

На модерации Отложенный

111016_timetravel_p

«Дедушкин парадокс» в путешествиях во времени уже давно не даёт покоя философам, физикам и писателям. Похоже, что проблема, наконец, обрела решение.

Прошло больше 120-ти лет с момента публикации «Машины времени» Герберта Уэллса. Роман популяризировал идею путешествия во времени и породил множество других фантастических произведений на эту тему. Но лишь недавно был создан сценарий путешествия во времени, не вызывающий вопросов с точки зрения логики, и его автор – компьютер.

Новый сюжет связан с «дедушкиным парадоксом», о котором так любят порассуждать философы. Переместившись в прошлое, герой убивает своего дедушку, из-за чего на свет не появляется один из родителей путешественника и, следовательно, сам герой. Проблема в том, что если путешественник не родился, то не ясно, как изначально  он смог переместиться из будущего в прошлое и изменить ход событий?

Во многих случаях парадокс предстаёт в развёрнутом виде и под разными обличиями, не ограничиваясь лишь убийством дедушки. К примеру, в одной из частей фильма «Назад в будущее» Марти МакФлай не отвечает взаимностью на амурные притязания своей матери Лоррейн, и делает всё возможное, чтобы та вышла замуж за его отца Джорджа.

Тем временем физики, среди которых и Стивен Хокинг, используют невозможность существования таких причинно-следственных цепочек (в кругу физиков они называются замкнутыми времениподобными кривыми), чтобы оспорить сам факт путешествия во времени.

Конечно, «дедушкин парадокс» перестанет быть таковым, если допустить одновременное существование нескольких вселенных. Получается, что натворив дел в прошлом и вернувшись своё время, путешественник попадает в совершенно новую вселенную, на которую ему удалось повлиять. Вселенная, послужившая отправной точкой для путешествия, продолжает при этом жить своим чередом.

Это решение подходит, но оно подразумевает существование множества альтернативных вселенных, в каждой из которых есть копия машины времени. Найти выход из положения, основываясь на существовании только одной вселенной, гораздо сложнее.

Специалист в области информатики из Междисциплинарного центра (город Грецлия) Дорон Фридман задействовал автоматизированное рассуждение, чтобы исследовать парадокс. Работа ученого опубликована в arXiv, и в скором времени получит отклик от коллег-специалистов.

За всеми аспектами путешествия во времени трудно проследить. Но Фридман создал программу, которая учитывает события прошлого и будущего, а также наличие или отсутствие между ними логических связей.

Объектом исследования стала версия парадокса, согласно которой главный герой отправляется в прошлое и убивает своего отца.

Когда Фридман загрузил данные в программу, она определила парадокс, заявив о противоречии, ведь сын, переместившись в прошлое и убив отца, ставит под вопрос своё появление, не возможное без участия одного из родителей.

Фридман запросил решение этой проблемы, и программа перебрала тысячи возможных вариантов, чтобы прийти к логически обоснованному. Другими словами, убийство отца не должно было отразиться на существовании главного героя. Нашлось множество возможных решений, но Фридман опубликовал два из них.

В первом варианте сын (назовём его Марти) становится собственным дедушкой. Переместившись в прошлое и убив своего молодого отца (Джорджа), Марти зачинает ребенка, который впоследствии становится его отцом, ещё одним Джорджем. Так себе решение, ведь оно повлечёт глобальные изменения в цепочке событий, что отразится главным образом на бабушке Марти.

Второй вариант представляет больший интерес. Загвоздка в том, что решение применимо лишь в том случае, если отец тоже может путешествовать во времени. События развиваются так.

В 1954-ом году отец Марти по имени Джордж перемещается на один год вперёд (в 1955-ый), где встречается с матерью Марти Лоррейн и зачинает с ней сына, после чего возвращается в своё время. Затем в 1954-ый год заявляется Марти и убивает отца.

Небольшое путешествие Джорджа на год вперёд позволяет Марти появиться на свет, и все противоречия исчезают. Стоит признать, решение путаное, а судьба семьи предстаёт столь же невероятной, как и сам факт путешествия во времени, однако алгоритм не был создан впустую.

Возможности программы не ограничиваются придумыванием сюжетов для фантастических произведений. Главной её целью было отслеживание нестыковок в виртуальной реальности, создаваемой приложениями для обучения или даже психологической реабилитации.

Фридман пишет, что «в отличие от реального мира, мир виртуальный позволяет «вернуться в прошлое», изменить его и увидеть последствия». В каждом текстовом редакторе есть функция отмены, с помощью которой удалённый текст возвращается на место. Сделав неверное действие в видеоигре, всегда можно вернуться к предыдущему сохранению и попробовать снова.

Перемещение во времени по виртуальной реальности обучающей программы наглядно продемонстрирует людям последствия принятых ими решений. Кому-то алгоритм поможет преодолеть последствия психологической травмы, подсказав верное решение. Печально лишь, что вечную проблему отцов и детей программа решить не сможет.