Чем может быть полезен опыт США для развития экономики России

Недавно в Москве прошел очередной гайдаровский форум, на котором по традиции выступали члены экономического блока правительства, представители Центробанка и известные либеральные экономисты, определявшие облик российской экономики последние 25 лет. Главное внимание на нем было уделено докладу Кудрина, в котором были представлены возможные варианты долгосрочного развития российской экономики.

Картина получилась, прямо скажем, не радостная - если не проводить никаких реформ, то предстоящие 20 лет в лучшем случае нас ожидает среднегодовой рост ВВП в диапазоне 1,5-2,5%, если осуществить реформы по Кудрину, то рост будет 3-4,5%. Для западных стран эти цифры выглядят вполне прилично. Однако для России, размер ВВП который сегодня почти такой же как у Испании, этого явно недостаточно. Реализация амбициозных планов в области укрепления обороноспособности и повышения производительности труда потребует скорее всего где-то 6-8% годового роста. В ином случае для нас становится реальной угроза утраты перспектив возвращения в число мировых лидеров и в конечном итоге потеря суверенитета из-за слабости экономики.

Главной причиной такого вялого роста в обоих сценариях является невысокий объем инвестиций - в диапазоне 20-25% от ВВП. Международная статистика показывает, что для достижения более высоких темпов экономического развития доля инвестиций должна стремиться к 35%. Иными словами наша экономика как в случае инерционного варианта развития, так и при реализации кудринских реформ по сути будет оставаться недоинвестированной. Поэтому возникает вопрос - а можно ли все таки реализовать какую-то более благоприятную траекторию развития, которая позволил бы России модернизироваться, сократить отставание от западных стран и наконец кардинально снизить уровень бедности?

История восхождения сверхдержав дает пример двух принципиально различных вариантов экономического роста. Первый, обоснованный несколько веков назад меркантилистами, предполагает обогащение посредством внешней торговли, когда основная прибыль возникает за счет вывоза продукции конечного потребления. При этом желательно, чтобы в страну в основном импортировалось сырье. Классическим примером успешного развития здесь является Великобритания в эпоху промышленной революции. Второй вариант - это создание общества массового потребления, когда на практике реализуется экономическая политика, направленная на увеличение внутреннего спроса. В этом случае стимулируется потребительская активность населения, которое начинает приобретать не только предметы первой необходимости, но и достаточно дорогие товары, обеспечивающие жизненный комфорт. Классическим примером, где был реализован такой механизм роста являют собой США начала XX века.

Последнее время часто говорится о Китае, экономика которого растет как на дрожжах. Однако восхищаясь его экономическими достижениями, многие забывают, что в Поднебесной сегодня идет процесс индустриализации, который еще не до конца завершен. Ежегодно уже на протяжении 15 лет в стране из деревни в город переезжает на работу около 10 миллионов человек. В итоге происходит быстрый рост производства продукции, значительная часть которой идет на экспорт. Растет средняя по стране производительность труда, так как труд заводского рабочего эффективнее, чем труд крестьянина в 10-50 раз. Однако при индустриализации экономики основными факторами роста ВВП являются инвестиции, государственные расходы на строительство инфраструктуры и экспорт, а потребление населения отходит на второй план. Из крупных стран подобным образом начиная с 60-х годов прошлого столетия развивались Япония, Корея, а теперь и Китай.

Для нашей экономики такая модель не позволяет достичь устойчивого развития, так как основными экспортными товарами является сырье, цены на которое нестабильны. Поэтому всякий раз когда эти цены падают, в России происходит кризис, что провоцирует резкое падение доходов населения. Мы конечно пытаемся увеличить долю готовой продукции в экспорте, но сделать это крайне сложно в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках. Поэтому представляется весьма полезным изучить опыт создания общества массового потребления с целью возможного использования его в России.

Как возникло общество массового потребления в США?

Мы все знаем о том, что в 20-30-х годах там активно формировался средний класс, который, как говорилось об этом выше, стал потреблять широкую гамму товаров, которые раньше были недоступными. Однако причины возникновения данного феномена для нас остаются весьма туманными.

Многие полагают, что массовое потребление это когда по всей стране возникают супермаркеты, где можно относительно недорого купить все что нужно для повседневной жизни. Но это не так. На самом деле общество массового потребления начинает формироваться тогда, когда наемные работники начинают много зарабатывать, а промышленность готова удовлетворить дополнительный спрос за счет увеличения выпуска продукции. Поэтому сразу возникает вопрос - почему вдруг рабочий класс стал богатеть в США, что явилось триггером возникновения этого феномена?

С января 1914 года небезызвестный всем Генри Форд повысил минимальную заработную плату для своих рабочих в два раза до 5 долларов в день. Следует отметить, что на тот момент цена на автомобиль Ford Model T ("Жестяная Лиззи") составляла около 400 долларов. Поэтому любой рабочий, который крутил гайки за конвейером на заводе Форда, особо не стесняя себя в текущих расходах, мог за год накопить денег на покупку этого автомобиля! Позднее, в 1916 году, данное решение было оспорено в суде акционерами компании братьями Додж. Они обвинили Форда в том, что тот, необоснованно завышая выплаты рабочим выше рыночных, уменьшал размеры прибыли и дивидендных выплат, лишал их части законных доходов. Форд этот процесс проиграл, но на нем он произнес несколько фраз, которые потом стали историческими и сегодня изучаются в учебных бизнес-кейсах. По сути тогда перед американским бизнес-сообществом он поднял простой вопрос - кто будет покупать выпускаемую в большом количестве продукцию, если не платить высокие зарплаты своим работникам? Ответ на него оказался для всех очевидным. Поэтому в последующие несколько лет рост промышленного производства в США сопровождался опережающим ростом доходов наемных работников. Так, собственно говоря, и возник средний класс в Америке.

В классической модели индустриального развития совсем необязательно, чтобы персонал работающий по найму имел высокие доходы. Ведь в этом случае основным источником денежных поступлений является экспорт, а благосостояние тех кто реально его обеспечивает не берется в расчет. Бизнес следит лишь только за тем, чтобы доведенные до нищеты рабочие не начали бастовать. В обществе массового потребления денежные поступления бизнеса наоборот зависят напрямую от доходов населения.

Конечно сегодня в развитых экономиках Запада обе эти модели реализуются совместно. Какие-то предприятия работают в основном на внутреннего потребителя, какие-то на экспорт, а некоторым удается и то и другое одновременно. Однако есть и те страны, которые испытывают очевидные проблемы с производством конкурентоспособных товаров массового потребления, к ним, к сожалению, относится и Россия. Поэтому пожалуй единственно возможным выходом, при котором все же как-то можно достигнуть высоких темпов роста ВВП может стать реализация долгосрочной экономической политики направленной на стимулирование потребления и, соответственно, адекватного увеличения выпуска отечественной продукции.

Конечно, в ситуации, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке находится на уровне 70-90%, любое увеличение доходов населения трансформируется в основном в денежные поступления зарубежных компаний. Поэтому реформирование нашей экономики должно начинаться именно с насыщения рынка потребительских товаров отечественной продукцией. Казалось бы это азбучная истина, но она почему-то из года в год не отражается в явном виде в программных документах наших ведущих экономистов. Слишком много говориться об оптимизации, о человеческом капитале, росте совокупной факторной производительности и т.п., но простому тезису о том, что деньги, которые тратит население должны оставаться и "работать" в России, принося доходы именно отечественным производителям, почему-то не уделяют должного внимания. Отсюда возникает рост бедности, реальные размеры которой сегодня достигают 40%, так как предприятия во многих случаях просто не могут платить достойные зарплаты из-за низких доходов.

Индустриальная модель развития в современном мире уже не так эффективна, как это было 30 лет назад. Конечно внешняя торговля важна для процветания любого государства, как и инвестиции в инфраструктуру, однако только рост благосостояния граждан может быть единственным надежным драйвером экономического роста в долгосрочной перспективе. Более того, без повышения общего уровня благосостояния в стране, будет продолжать обостряться демографическая ситуация, что в долгосрочной перспективе также явится существенным тормозом роста российской экономики.