Интересы и противоречия. С приходом к власти в США Трампа путинскую РФ ждут нелегкие времена

В начале ельцинского правления между бывшим президентом США Никсоном и тогдашним министром иностранных дел РФ Козыревым состоялся очень показательный диалог. Никсон спросил Козырева об интересах РФ. “Одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах, – ответил Козырев. – И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен”. И “добрые” американцы подсказали, да так, что РФ скатилась в разряд третьесортных развивающихся стран, потеряв всех своих союзников и даже должников.

Идеализировать риторику и “умиротворяющие” высказывания Трампа в адрес РФ не стоит по целому ряду причин. Какими бы незаурядными личными качествами ни обладал президент, политическая система США устроена так, что он нуждается в поддержке крупных ее сегментов. И Трамп – не одиночка, он человек системы или, если сказать точнее, определенной ее части. Стать президентом мог только “коллективный Трамп”. Богатство и связи - непременный атрибут большой американской политики, и если они используются для обретения верховной власти, то верховная власть в свою очередь будет использована для удовлетворения интересов тех, кто способствовал избранию нового президента.

Продвигая “своего” кандидата в президенты, заинтересованные группы уже имеют стратегию, план действий, результаты аудита ресурсов и возможностей. Более того, господство, влияние – это, прежде всего, идеи, под которые дают деньги и активизируют иные ресурсы. У команды Трампа такие идеи есть. Они продуманы и выверены. Будучи самым богатым президентом, Трамп не будет предаваться альтруизму и раздавать деньги на улице.

В основу своей политики Трамп закладывает не глобальное лидерство, а национальные интересы, и здесь есть важный пункт, который совсем не обязательно будет соотноситься с интересами РФ, а, скорее всего, будет вступать с ними в противоречие.

“Мы будем добиваться дружбы и добрососедства с народами мира, - говорил Трамп во время инаугурации, – но понимая, что это право всех народов – на первое место ставить свои интересы”. Стоит обратить внимание на эти слова.

Политикой глобального экспансионизма предшественник Трампа Обама загнал Евросоюз в ловушку, способствовал его ослаблению и разбалансировке. Поддержка Трампа в значительной мере связана с нежеланием повторить такой европейский опыт. Отсюда и жесткая антииммиграционная риторика, и стремление новой администрации - пока, впрочем, лишь на словах - уничтожить ИГИЛ. С другой стороны, “коллективный Трамп” понимает, что экспансионизм - это не только бонусы в виде военных баз, вассального менталитета лидеров других стран, дешевые товары и торжество доллара на всех континентах. Но это еще и тяжелое бремя, грозящее надрывом сил. Для того чтобы совершить рывок и “сиять как пример для всех”, нужна передышка. Нужно перегруппировать силы и оптимизировать ресурсы. Вся история США - это чередование экспансии и сосредоточения.

Трамп как реакция на “предшествующее” - это сосредоточение Америки на своих внутренних проблемах, период переваривания “съеденного”. Однако эта сосредоточенность – временная. Не стоит представлять Трампа изоляционистом, он будет проводить внешнюю политику усиления США. Способы такого усиления могут быть самими разными. Например, ослабление Евросоюза и Китая, отказ от активной политики на украинском направлении. Уже для администрации Обамы Украина превратилась в “чемодан без ручки”, который и нести неудобно, и бросить жалко. Ведь “бросить” в политике – это еще и “потерять лицо”. Трампу потеря лица не грозит, он может легко разменять Украину на другие варианты.

С приходом Трампа путинскую РФ не ждут легкие времена. Трамп – трудный переговорщик и жесткий бизнесмен. Он привык всегда добиваться поставленных целей. Насколько его цели будут соответствовать надеждам и чаяниям “кремлевских” сказать сложно, но пока сколько-нибудь значимых совпадений в этом “партнерстве” не просматривается.