Портреты художника Тропинина

На модерации Отложенный «…Мир Тропинина тих и спокоен, в нем нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку.

…О том, кто послужил прототипом хорошенькой рукодельницы, спорили недолго, решив: очаровательная мастерица слишком идеальна для крестьянской девушки. А поскольку у всех на слуху была повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», героиня которой «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь», тропининскую кружевницу назвали ее родной сестрой. Сам Василий Андреевич со зрителями не спорил, лишь сдержанно улыбался. А особенно дотошным просто показал эскизы и наброски, сделанные с натуры и спрятанные подальше от посторонних глаз. Увы, они были немало разочарованы, увидев невыдуманных кружевниц – сгорбленных, полуслепых, убитых годами работы. «Такова подневольная жизнь», - смиренно говорил Тропинин, сам прошедший через все ее «прелести». Знал Василий и о том, что мастерство крепостных искусниц ценилось очень высоко, а потеря работницы, на обучение которой уходили годы, стоила дорого.
Поэтому особенно преуспевшим в деле плетения «рачительные» хозяева не позволяли выходить замуж: никакие заботы не должны были отвлекать их от дела. С завистью смотрели на кружевниц, занятых «изысканным делом», девушки, вынужденные выполнять менее благородную работу. С грустью любовались на замужних сверстниц мастерицы. Помнил Тропинин, как вологодская помещица Варвара Александровна Засецкая посылала в 1810-е годы в соседнее поместье свою одиннадцатилетнюю дворовую девочку Аннушку Лебедеву учиться, а потом обучать других. Так и скоротала она век, создавая невероятные по красоте кружева, на которых летали снежинки и возникали морозные узоры, парили птицы и росли цветы… Мог ли он выбрать в натурщицы одну из них? Нет! Его картины должны ласкать взор, нести радость и покой. Потому и идеализировал мастер свою «Кружевницу»….»

Автор: Ольга Янковая, Журнал Натали, ноябрь, 2010 г.