Чуркестан-слово ругательное?
28.10.2010 17:48
Жительница Приозёрска обвинила в оскорблении российского военнослужащего.
Авария на дороге чуть не переросла в межгосударственный конфликт. В Приозерске российский военнослужащий врезался в автомобиль местной жительницы.
А потом в перепалке оскорбил девушку, пренебрежительно назвав ее родину «Чуркестаном». Она сочла это слово обидным для себя в частности и для всех казахстанцев в общем. Поэтому и подала на дерзкого солдата-срочника в суд.
АВАРИЯ С ОСКОРБИТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ
Жительница Приозерска Ирина Бардаченко в тот день, как обычно, отправилась за покупками. Подъехав к магазину, она припарковала свой новенький «Субару» на обочине дороги. Тут девушка заметила, что перед ее автомобилем стоит «уазик» с российскими номерами. Ирине был знаком этот автомобиль. На нем ездил командир военной части 03080 Министерства обороны Российской Федерации, которая дислоцируется в Приозерске.
- Я пошла в магазин, а когда вышла, то увидела, как военный «уазик» пытается объехать стоявший перед ним автомобиль, – рассказывает Ирина Бардаченко. – Он дал задний ход и столкнулся со стоящей сзади моей машиной. Услышав удар, водитель вернул «уазик» на место. А потом вышел из машины и стал осматривать мой капот.
От столкновения решетка радиатора у «Субару» вдавилась внутрь. Капот заметно помялся и приоткрылся. Ирина увидела, как водитель военного «уазика» безрезультатно пытается закрыть капот ее автомобиля. Подошла к военнослужащему, сказала, что она – хозяйка помятого автомобиля. А потом с возмущением спросила: «Что вы сделали с моей машиной?! Вы представьтесь! Почему вы один? Где старший машины?»
Солдат показал документы. Сказал, что его зовут Илья Урванцев. Что он служит в военной части 28081 Министерства обороны РФ. Что на рынок приехал без сопровождения старшего. Потому что ему поручено купить продукты для полковника военной части. Тут Ирина попросила у солдата документы, чтобы снять с них копии. И сказала, что вызовет полицию.
- После этого военнослужащий Урванцев оскорбил меня, – говорит Ирина Бардаченко. – Он сказал дословно: «Ты понимаешь, что в этом Чуркестане ты меня никогда не достанешь. Я – личный водитель командира полигона. Никаких документов я тебе не дам. Мне некогда разбираться с полицией».
«Я РАЗБЕРУСЬ С ПОДЧИНЁННЫМ»
Ирина достала сотовый телефон и стала звонить мужу. Он у нее тоже военнослужащий. Девушка хотела попросить супруга, чтобы тот приехал и помог документально оформить дорожно-транспортное происшествие. Однако, как назло, баланс на телефоне оказался нулевым. И девушка пошла в магазин, чтобы его пополнить. Ее не было несколько минут. Но этого времени хватило, чтобы солдат сел в свой «уазик» и уехал.
- Потом приехал муж Ирины, – рассказывает юрист и подруга девушки Ксения Филимонова. – Он тут же позвонил начальнику полигона (полковнику военной части 03080 – авт.). Рассказал, что его подчиненный разбил машину и сбежал с места происшествия. Что есть свидетели. Что аварию видели прохожие и таксисты. Но начальник полигона ответил: «Ничего страшного. Не поднимайте шума. Я сейчас уезжаю в отпуск. А когда приеду, мы разберемся. И я разберусь со своим подчиненным».
За время ожидания Ирина успела съездить в Алматы, в «Субару Центр». Там ее машину отремонтировали. За все, судя по акту выполненных работ, пришлось выложить 83 тысячи тенге. Ирина надеялась, что эти деньги ей вернет виновник аварии. Тем более что перед отъездом ей удалось взять с военнослужащего расписку. «Я, Урванцев Илья Сергеевич, 1990 года рождения … признаю, что совершил ДТП, совершил наезд на автомобиль «Субару», – сказано в бумаге. – Инспекторов ГАИ не вызывал, так как согласен возместить материальный ущерб…»
Однако не тут-то было. Когда начальник полигона вернулся из отпуска, он разбираться ни с кем не стал.
История про аварию и про оскорбление гражданки Казахстана забылась. Или ее просто скрыли. По крайней мере, об этом можно судить по письму, которое военные прислали Ирине: «Сообщаю, что информации о дорожно-транспортном происшествии с участием военнослужащего войсковой части 28081 рядового Урванцева Ильи Сергеевича в части нет». На бумаге стоит размашистая подпись командира этой части, подполковника Донцова.
НОРМА ИЛИ ОСКОРБЛЕНИЕ?
Ирине Бардаченко ничего не оставалось, как подать на военнослужащего в суд. Один иск – из-за аварии, другой – из-за оскорбления. Жительница Приозерска попросила признать солдата виновным по статье «оскорбление». И оштрафовать его на 100 месячных расчетных показателей. По первому делу результата долго ждать не пришлось. Вердикт суда – в «удовлетворении иска отказать». А вот второе дело затянулось. Нашлось три свидетеля, которые были очевидцами того дорожно-транспортного происшествия. Они рассказали суду, как «водитель «УАЗа» стал сдавать назад и врезался в «Субару». А потом, когда хозяйка автомобиля стала вызывать ГАИ, он сказал: «Меня в этом Чуркестане никто не найдет, ничего не сделают». Ключевая цитата из уст свидетелей звучала по-разному. Но оскорбительное слово «Чуркестан» называли все. Вот только судья засомневался: такое ли оно обидное? Поэтому и назначил психолого-филологическую экспертизу.
Фразу «Ты знаешь, что в этом Чуркестане ты меня никогда не достанешь» анализировала специалист из Астаны Шолпан Сисимбаева. Она, как сказано в заключении, старший эксперт. Имеет два высших образования: филологическое и юридическое.
Какой думаете, вывод сделала столичный эксперт? Удивительно, но вышло, что исследованная фраза «не имеет оскорбительный характер» и, более того, «соответствует нормам русского литературного языка»! А все потому, сказано в заключении, что «сведения… не выражены посредством бранной или иной ненормативной лексики».
Однако у автора на этот счет другое мнение. В словаре русского арго есть слово «Чуркестан». Оно произошло от «чурка» и имеет два смысла. Первое – «глупый, тупой человек». Второе – «житель Кавказа, Закавказья и Средней Азии». Ну и как после этого, хочется спросить у эксперта, можно зазвать слово «Чуркестан» не оскорбительным?
КАЗАХСТАН И ЧУРКЕСТАН – СИНОНИМЫ?
Суд принял во внимание заключение эксперта. И вынес свой приговор. Рядового Илью Урванцева оправдали «за отсутствием в его действиях состава преступления». Но оскорбленную Ирину Бардаченко это не устроило:
- Россияне Казахстан называют Чуркестаном. Конечно, мне за свою страну обидно!
Однако подавать апелляцию девушка не стала. А уже после того, как приговор вступил в законную силу, стала писать обращения в госорганы разных уровней и задавать неудобные вопросы. Один из них звучал так: «Должно ли утвержденное приозерским судом и астанинским экспертом слово «Чуркестан» как литературный синоним слова Казахстан обязательно применяться на всей территории РК?» Или другой: «Может ли каждый человек безнаказанно применять слово «Чуркестан» как литературный синоним слова Казахстан, или это право принадлежит только российским военнослужащим полигона Сарышаган?»
Эти и другие каверзные вопросы адресованы Министерству юстиции, КНБ, сенату, администрации президента и прокуратуре. Надо сказать, что из этих инстанций пришли ответы. В большинстве из них было написано, что «этот вопрос не в нашей компетенции».
Однако самыми осведомленными оказались только прокуроры нашей области. «Из выводов эксперта, – пишут они, – не следует, что слово «Чуркестан» является литературным синонимом слова Казахстан. Данное утверждение является вашим субъективным мнением. Разъясняю, что в соответствии со статьей 2 Конституции РК предусмотрено два равнозначных наименования – Республика Казахстан и Казахстан. Поэтому какие-либо иные наименования недопустимы».
http://www.u-ex.kz
Комментарии
Приличие поведения военного водителя рядового Урванцева И.С. регламентировано уставами ВС РФ и международным Соглашением о статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории РК (Москва, 20 января 1995 г.). В этом Соглашении есть обязательное условие: «Воинские формирования РФ соблюдают законодательство РК».
Военный водитель Мырчи П.Н. рядовой Урванцев И.С. не исполнил нормы ПДД, сбежал с места ДТП, написал расписку о гарантиях возмещения вреда, а потом от нее отказался, не имел при себе страхового полиса и других обязательных для военного водителя документов, в унизительной для ВСЕХ жителей РК форме исказил наименование страны, закрепленное в Конституции, следовательно, его действия в совокупности имели заведомо для него НЕПРИЛИЧНУЮ форму.
http://filprio.narod.ru