Кинофильм Авалон

На модерации Отложенный
год
2001
страна
Япония, Польша
слоган «Настоящая матрица - это авалон»
режиссер Мамору Осии
сценарий Кадзунори Ито
продюсер Ацуси Кубо, Такэхико Тино, Риоичи Фукуяма, ...
оператор Гжегож Кендзерский
композитор Кэндзи Кавай
художник Барбара Новак, Такаси Ватабэ, Магдалена Бьернавска-Теславска
монтаж Хироши Окуда
жанр фантастика, фэнтези, боевик, триллер, драма, ...слова
бюджет
$8 000 000
  • Фильм не случайно был снят в Польше. Чтобы добиться эффекта новизны, японский режиссер искал как можно более экзотическую (на его взгляд) страну, культуру и традиции.
  • По замыслу Осии выбранная им страна не обязательно должна была быть Польшей. Например, как варианты он рассматривал Англию и Ирландию. Однако желание представить придуманный им мир как мир тьмы, а не света, привел его в Восточную Европу.
  • По всей видимости, в недалёком будущем одержимые участники популярной виртуальной игры под названием «Авалон» оказываются в некой стране, где развёртываются ожесточённые компьютерные баталии, так похожие на реальные. И есть ли вообще выход из этой игры, которая заменяет тем, кто «подсел» на неё, подлинную действительность?! Несмотря на угрозу умереть уже на самом деле, затерявшись на одном из уровней выстроенного виртуального мира, такие стойкие игроки, как Эш (между прочим, по-английски её имя означает «пепел» или же «прах»), изо всех сил пытаются дойти до конца.
  • valon

    Япония, Польша, 2001

    Режиссер: Осии Мамору Оператор: Гжегош Кедзирский Композитор: Кэндзи Кавай

    В главной роли: Малгоржата Форемняк

    Антиутопию нельзя любить по определению, как бы ее замечательно ни сваяли. Попробуй любить мир, который люди ухитрились еще больше, чем сейчас испортить, вытравив из него всё, что нам дорого. Но хорошая антиутопия напомнит нам о том, что существуют на свете вещи, которые для нас естественны и в своей естественности незаметны, а потому и кажутся непреходящими, вечными. Однако, они такими, к сожалению, не являются. В этом мире всегда есть, что потерять. Потеряв работу, достаток, остаешься с семьей; потеряв семью, остаешься с крышей над головой; лишившись и её, все равно имеешь руки, ноги, глаза, уши; но даже и без них остаешься с живой душой.

    Мир «Авалона» — это мир, где наличие души в человеке — вещь сомнительная (хотя по ходу фильма мы и убеждаемся, что это не так), а человеческая жизнь искажена до предела, но при этом странно узнаваема. Мы не имеем понятия, мир и вправду теперь предстает столь страшным, или он таков лишь в представлении главной героини Аш (Малгоржата Форемняк). Во всяком случае, от первого до последнего кадра мы видим окружающую действительность её глазами.

    Различные художественные средства подчеркивают неприветливость и мрачность жизни Аш: однообразные темные цветовые тона сепии; убогий социалистический антураж; музыка Кэндзи Кавая, столь гармонично вписывающаяся в структуру фильма, что при первом просмотре её даже не замечаешь (но, тем не менее, музыка, несомненно, замечательная); всеобщая заторможенность, даже неподвижность героев, их движений, взглядов, но не за счет замедленной съемки — это сам депрессивный ритм, в котором живут обитатели фильма, ушедшие в себя, самозамкнутые, вырывающиеся в жизненное пространство друг друга лишь фрагментарно и эпизодически.

    «Авалон» — это не столько будущее, сколько настоящее и даже прошлое. Слишком много узнаваемых реалий. По времени это шаг вперед, недалекое будущее. Но воспринимается как ретроспектива: разруха, убогие городские пейзажи середины ХХ века, старые трамваи, обшарпанные стены, унылые больничные коридоры, столовые общепита… По общему настрою «Авалон» удивительно напоминает прозу Андрея Платонова, хотя это, конечно же, по преимуществу, внешнее сходство
  • Аш зарабатывает на жизнь (и весьма неплохо зарабатывает), играя в нелегальную компьютерную игру «Авалон». Это военная игра, по большей части командная. Аш однако предпочитает оставаться одиночкой. Супер-боец в «Авалоне», действующий точно, четко, механически, на автомате, в реале это замкнутая холодная женщина, чье одиночество разделяет, почти не согревая, всего лишь одно существо — такой же унылый и безжизненный, как весь этот мир, бассет.

    По ходу фильма Аш намеревается попасть на уровень игры Special-A, откуда есть большой риск не вернуться: человек до конца своих дней остается сознанием в игре, а в реале впадает в кому, его жизнь искусственно поддерживается в больничных условиях на растительном уровне. Таких игроков называют «невозвращенцами». Риск не останавливает Аш, она решает перейти на уровень Special-А. Проводником на высший уровень игры оказывается программа-призрак, воспроизводящаяся в виде таинственной девочки с улыбкой Мона Лизы на устах. Эту девочку Аш должна убить.

    Призрак — это программа, которая появляется в основной программе вопреки воле ее создателя, она образуется сама по себе. Ирония в том, что порождение машинного разума выглядит гораздо живее всех остальных персонажей. Это первое появление цвета в фильме. Но скоро Аш попадет на уровень Special-А, который весь так и переливается богатством цветов. Это наш мир, где люди еще похожи на людей, а не на безжизненных отрешенных зомби.

    Задание Аш — убить застрявшего на этом уровне невозвращенца Мёрфи (Эржи Гудейко), тем самым вернув его к жизни в реале. Аш справляется с задачей, но вернется ли она сама в реал? Скорее всего, да. Но мы этого так и не увидим. Здесь автор фильма ставит большое и жирное многоточие. Грустно, конечно, что та наша реальность, от которой уходят в мир иллюзий наркоманы, сама может стать предметом долгожданной эйфории.

    В фильме много подтекста и загадок, но пусть каждый попытается решить их самостоятельно. Наверное, у каждой из них окажется не один ответ.

    Прекрасный футурологический фильм. Рекомендую к просмотру, хотя стоит оговорить, что он не под любое настроение.