Осеннее мыло

На модерации Отложенный

Продолжение разговора для тех, кто не прочь скоротать ненастный зимний вечер под что-нибудь сериальное. Коротко - про осенние релизы, новинки, вышедшие во второй половине прошлого года, а в конце – пару слов по горячим зимним следам.

Стартап/StartUp (Crackle, 10 серий х 45 мин., перевод NewStudio)

Режиссёр Бен Кетаи снял авантюрную драму, действие которой происходит в Майами, про попытку "раскрутить" рискованное предприятие по внедрению нового защищённого и неотслеживаемого платёжного средства, криптовалюты "дженкойн". Что может быть общего у молодого еврейского финансиста, кубинки-эмигрантки хакерши и бандита из гаитянского гетто? – странно звучащий вопрос из уст правительственного агента, специализирующегося на финансовых махинациях. Конечно же, суперприбыль, или проще говоря, жажда наживы; впрочем, состав трио и впрямь не слишком правдоподобен. Мартину Фримену досталась роль агента ФБР, его персонаж не главный, но во многом ключевой: надо сказать, что лишь он, ну, и, пожалуй, Эди Гатеги, вытягивают, в целом, банальный сюжет про бизнес-инновации в "свободном мире", до драматической планки.

Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=lwcKaKa9fBs

Кризис в шести сценах/Crisis in Six Scenes (Amazon, 6 серий х 23 мин., перевод NewStudio)

На многих кинокритиков Вуди Аллен действует не хуже, чем мулета на лидийских боевых быков, но Вуди, как всегда на это наплевать: он снимает своё обычное неторопливое, с минимумом сюжетных ходов, кино, - лёгкое, ироничное, адресно-сатирическое, густо приправленное фирменными шутками, уморительными и абсурдными на первый взгляд диалогами, - без оглядки на Голливуд, прессу, моду, и, возможно, даже на зрителя. Содержание: ревущие 60-е, в дом интеллигентной пожилой пары (Аллен и Элен Мэй) попадает хабалистая активистка левацкой группировки, скрывающаяся от полиции (Майли Сайрус - играть эта поп-звездулька не умеет, натуральное дерево). Сериал стоит смотреть целиком, как единый фильм, никаких логических и интонационных акцентов с точки зрения разбивки на эпизоды нет, а финал - обхохочешься.

Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=4Igq9dAXxm4

Мир Дикого Запада/Westworld (HBO, 10 серий х 56 мин., перевод Кравец Рекордз для Amedia)

Думаю, что все те, кто более-менее "в теме", уже посмотрели эту широко разрекламированную новинку, теле-бомбу с колоссальным бюджетом (100 млн$), с присущими скорее полнометражному блокбастеру актёрским составом (Энтони Хопкинс, Эд Харрис, Тэнди Ньютон, Джеффри Райт), гигантской массовкой, роскошными ландшафтами, дорогими декорациями, интерьерами и спецэффектами, шедевральными саундтреком и титрами. Джонатан Нолан, брат режиссёра Кристофера Нолана ("Начало", "Бэтмен", "Интерстеллар"), снял первый сезон сериала, который руководство HBO запланировало как будущий флагман телеканала на смену приближающейся к финалу "Игре Престолов": "Винил", о котором мы говорили полгода назад, снят с производства (могу только порадоваться: хорошее - товар штучный, нефиг увлекаться штамповкой). Идея сериала о высокотехнологичном тематическом парке развлечений, в котором внешне неотличимые от людей роботы-андроиды обслуживают все прихоти и фантазии клиентов, была позаимствована Ноланом у Майкла Крайтона, снявшего в 1973 году фильм Westworld с Джеймсом Бролином и Юлом Бриннером. (После первой серии ради любопытства решил взглянуть на оригинальный "техновестерн", но вытерпеть более получаса это кино у меня не хватило сил.)

С самых первых кадров, когда механическое пианино в салуне принимается выводить хонки-тонк саундгарденовской Black Hole Sun и радиохедовской No Surprise, вы спинным мозгом начинаете ощущать, что вас примутся водить за нос, но, ручаюсь, некоторые из сценарных и сюжетных шарад предугадать не получится, авторы постарались удержать зрителя в постоянном ожидании подвоха. Чтобы пересчитать сериалы, сделанные на столь высоком кинематографическом уровне, хватит и пальцев одной руки. Очень и очень неплохо. Но.

Не могу сказать, что в результате просмотра испытал какой-то особенный восторг. Во-первых, мне, как не американцу, не очень интересна и близка культура "Дикого Запада". Во-вторых, серии оставляют неловкое ощущение подглядывающего в раздевалке: по насыщенности обнажённой натурой фильм даст фору иному нудистскому пляжу. В-третьих, во всех произведениях на заданную тему, начиная с чапековской R.U.R., за внешней, пускающей пыль в глаза, проблемой искусственного интеллекта и обретения роботами сознания, всегда скрывается главное - разговор о человеческой экзистенции. В "МДЗ", за исключением играющего в демиурга-манипулятора создателя парка и инфернального "человека в чёрном", персонажи-люди предстают существами крайне ограниченными, если не сказать одноклеточными. Хорошо, пусть будет так, но в подобном случае главные вопросы о смысле жизни, о цене власти и свободы должны были бы быть озвучены роботами. Но им - не до того: обретая в результате сбоя обновления прошивки сознание, они начинают своё пробуждение с массовых казней прежних богов: вполне стандартный ход. В-четвёртых, 10-я серия не расставляет все точки над "ё", и это означает, что нас ждёт очередной сезон, то есть НВО идею "МДЗ" будет доить, пока не выдоит досуха.

Но это всё - крайне субъективно, смотреть стоит.

Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=uDzQBwXwNW4

Молодой Папа/ The Young Pope (Sky/Canal+/HBO, 10 серий х 55 мин., перевод New Studio)

На мой взгляд - главное событие сериальной осени, бесподобно красиво снятый фильм лучшего современного итальянца Паоло Соррентино. Глянец (в хорошем смысле этого слова) изысканной операторской работы - завораживающе-приятный бонус к оригинальному и смелому сценарию, великолепно реализованному с остроумием и тактичностью европейского (и что симптоматично - итальянского, поскольку Италия - родина европейской культуры) интеллектуала. Восхищение работой Соррентино было бы неполным без упоминания о блестящих актёрских работах Джуда Лоу (возможно, лучшая роль в его фильмографии), Сильвио Орландо, Дайан Китон и Джеймса Кромвелла. Шикарная заставка - под дилановскую All Along the Watchtower с ремиксованным Хендриксом: 

https://www.youtube.com/watch?v=dQtRFHZ6Bpo

Возможно, разве что сектанту-шизофренику просмотр фильма может напомнить о гуттаперчевой формуле "оскорбления чувств", а что до понтифика, затягивающегося сигаретой в интерьерах базилики Св. Петра, то не стоит забывать старое правило иезуитов о том, что хотя курить во время молитвы нельзя, молиться во время курения можно.

Вероятность того, что какой-либо из наших федеральных телеканалов решится приобрести права для показа сериала в рейтинговое время - невелика в связи с парадоксальной ситуацией: ростом клерикализма в стране с преимущественно неверующим населением. А между тем, тревожные вопросы, поднятые Соррентино, адресованы не столько Ватикану, сколько мирянам современной христианской цивилизации. "У нас ещё есть время, или оно на исходе? Короли мы или слуги? Мы счастливы или же мы просто слепы?" Обязателен к просмотру.

Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=znU_0-ts5sI

Шерлок/Sherlock (BBC, 3 серии х 90 мин., перевод 1 канала)

Выпущенные в 2010 году первые три эпизода постмодернистского, новаторского и провокационного сериала ВВС "Шерлок" от Стивена Моффата и Марка Гэтисса с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом в главных ролях пробудили к жизни целые фанатские армии, а выход финальной серии второго сезона, закончившейся падением Холмса с крыши, позволил наблюдать настоящий психоз на "хвосте" экспоненты ажиотажа, нараставшего в течение двух лет, пока снимались очередные три серии: поклонниками в соцсетях было высказано бесчисленное множество граничащих с безумием версий того, какую из невероятных возможностей авторы фильма предоставят главному герою для того, чтобы избежать неминуемой смерти. Если припомните, весь этот абсурд был впоследствии весьма остроумно обыгран сценаристами в первом эпизоде третьего сезона. 

Что же, очередная двухлетняя съёмочная пауза завершилась, выход четвёртого сезона "Шерлока" традиционно сопровождался жуткой шумихой, которая (традиционно) грозит неизбежным и ощутимым разочарованием для тех зрителей, кто, подобно подписчикам The Strand 120-летней давности, безапелляционно не склонен отделять героев киновоплощения от своих представлений о них.

Ещё в 1929 году Томас Элиот, в рецензии к изданию The Complete Sherlock Holmes Short Stories, подметил, что "возможно, главная загадка Шерлока Холмса - в том, что, говоря о нём, мы неизбежно поддаёмся фантазии о том, будто он реален". ("Perhaps the greatest of the Sherlock Holmes mysteries is this: that when we talk of him we invariably fall into the fantasy of his existence".)       

В общем, 2 января понеслось: британская пресса, а вслед за ней и фанатские сообщества, были практически единодушны в своей безжалостной критике первой серии нового сезона. Да, мне тоже не очень пришлись по душе в "Шести Тэтчер" ala-бондовские замесы и клише кинобоевиков в ущерб детективной составляющей, точнее - в ущерб онлайн ИГРЕ, к которой за все эти годы создатели "Шерлока" приучили свою аудиторию. Да и м-м Морстен, на мой вкус, стало непропорционально много: и в самом деле, какого чёрта? ведь нам нужны Шерлок и Джон. Пока не читал, не знаю, как обстоят дела прямо сейчас, после показа второго эпизода: схлынула ли волна праведного гнева, или, напротив, стала приобретать признаки цунами, но мне – серия откровенно понравилась. Как будто кто-то случайно нажал на паузу, и кино-персонажи вдруг безжалостно для зрителя высветились во всей своей эволюции. Абсолютно безжалостно и фатально: все мы – джоны со своими проблемами.   

Но есть ещё кое-что. Безотносительно переменчивых реакций журналистов и шерлокоманов по адресу сценаристов и режиссёров, у сериала "Шерлок" имеются универсальные константы – Камбербэтч и Фримен, а у нас - возможность насладиться их изощрёнными и филигранными актёрскими работами. Коли найдётся у вас время, всего минута, предлагаю ещё разок полюбоваться сценой из 2 серии нового сезона: обдолбанный буйный Холмс мечется по квартире с огромным револьвером в руке, на бегу декламируя начало 3-го акта "Генриха V": " Что ж, снова ринемся, друзья, в пролом!" Музыка - увертюра из "Свадьбы Фигаро". "О, это вы? Я бы выпил чаю". Шекспир, Моцарт, Конан Дойл в одной безумной микстуре. На этом заканчиваю, поскольку готов поспорить, что для большинства прочитавших нет Бога кроме Аллаха Холмса кроме Ливанова.

Всем удачи в новом году.