Русины (отрывок)

На модерации Отложенный
 

Закарпатье после войны активно, по-деловому вошло в новую социалистическую жизнь. Край быстро улучшался в лучшую сторону. Много строилось, создавались предприятия, курорты, турбазы. Лесное хозяйство стало основным видом деятельности. Край, каким мы его видим сейчас, сложился при советской власти.

Здесь автору хотелось бы немного остановиться. Может сложиться после всего доселе прочитанного, что автор -  ярый антикоммунист. Огульно хает все, связанное с социалистическим государством, в котором мы жили. Это не совсем так. У меня свое мнение насчет государства вообще. О его деградационных  процессах на протяжении долгой истории.

Губительная идеология, я бы сказал - идология, привела к разрушению великой страны. Я не ставлю знак равенства между родиной и державой. И все здравомыслящие люди хорошо понимают разницу между этими понятиями. До семнадцатого года тоже существовало мощное мировое государство - Российская империя. Проблема в том, что разрушая старую систему, гуманоиды уничтожают практически все. Не утруждая себя тем, чтобы перенести позитив, разработанный ранее, в новый строй.

Ведь создатель первого в мире справедливого государства товарищ Ленин, так яростно и бескомпромиссно ненавидевший царизм, при этом гиблом царизме без проблем учился и здравствовал. Огромная семья его жила на пенсию умершего отца, работавшего при жизни инспектором образования, в двухэтажном доме, с прислугой, хорошим питанием, книгами, фортепиано. Все дети получили высшее образование. Даром от государства, которому они позже отплатили сполна и с пребольшой благодарностью. Почему условия своего безбедного существования дедушка Ленин не перенес в жизнь новой социалистической интеллигенции? Вместе со всем позитивным достоянием дореволюционной России.

Завоевания социализма давались реками крови и страшным напряжением всей страны. Но они, конечно, были. И все то, что послужило в ту пору людям хорошую службу, автор радостно приветствует. Он искренне благодарит бывшую общую нашу Родину за бесплатное качественное образование, предоставленную работу, бесплатную медицину и многое-многое другое.

Но справедливо указывая на все плюсы, необходимо не забывать о минусах. О параноидальной идологии, деформировавшей мозги миллионам, отсутствии свобод, которые нам даровал Господь Бог, потемкинской армии, железном занавесе и тотальном дефиците.

История учит, что она ничему не учит. Свернув шею одряхлевшим советам, новейшее молодое государство, словно пьяный разошедшийся лесник, начало крушить и рушить вокруг себя все, не разбирая и не жалея ничего. Не умея создать ничего лучшего, оно не уберегло и прошедших завоеваний. Вот и стоим мы сейчас у развалин старого дома, почесываясь, новый, лучший, не построив. Негде нам теперь жить.

Традиция разрушения продолжается. Создавая новые и новые формы государственности, все более усложняя их, мы с удивлением замечаем, что живем хуже и хуже. Эта тенденция сейчас отмечается во всем мире. Времена спокойного бюргерства прошли. Государство старого типа и все, что связано с ним, изжило себя. Оно трещит по швам. Смотрим мы на него удрученно, морщим чело, а придумать что-то взамен не можем. Но по-старому уже нельзя.

Планета не выдержит. Мы стоим на пороге чего-то нового, страшного, неизведанного. Боимся ступить. А главное - не знаем, как ступить.

Так, что не противник я светлых спасительных идей. Советское государство рассматриваю лишь как звено в цепи неудачных государственных экспериментов. Не путаю светлое понятие - Родина с быстро портящимся  продуктом -  державой.

Украина получила по наследству уникальный край. С трудолюбивым народом. Помнящим все хорошее и плохое. Закарпатье - это не Крым и не Донбасс. Закарпатье - это Закарпатье. Не похожее ни на что. Со своим особым языком, своими толерантными отношениями, мировосприятием, ощущением принадлежности к Европе. Этот край никогда не понимал евразийства. Чуждому ему по сути. Азиатские авторитарные ценности ему не по нутру. Закарпатье смотрит на Запад. Оно знает, что все пройдет. Минует время искусственно разорванной связи. Оно хочет вместе со своей новой родиной - Украиной проживать и в радости и в горе с цивилизованным миром. И этот час настанет. Оно свято верит в это. Подавая пример миролюбия и терпимости.

Было бы весьма несправедливо не упомянуть еще о значительной части закарпатского общества. О венграх. Но в этой главе у меня другие цели. О венграх еще в будущем много расскажу. Сейчас только несколько слов. У нас часто пытаются разыграть сепаратистскую карту под названием - венгерский вопрос. Сразу, без погружения в мыслительные процессы, заявляю: не выйдет , господа! Кишка тонка!. А еще вернее - головушка глупа, как балканский ишак.

Не знаете  вы, господа хорошие, моих венгров. Куда вам. Вы понятия не имеете об общем закарпатском менталитете. Составной частью которого являются мадьяры. Которые активно участвовали в создании его. Каждый закарпатец это понимает. А вам это недоступно. Вам бы лишь воевать. Поймите, наконец. Здесь вам не Кавказ. Вас пугают венгерские флаги на зданиях угорских городов и сел Закарпатья. Их укрепляющиеся связи с большой родиной. Вам не осилить того, что именно благоразумная политика Украины в отношении мадьярского меньшинства -  крепкий залог долговременного спокойствия в регионе. Пассионарность направляется в правильное русло. Венгры с благодарностью, а они умеют благодарить -  поверьте мне, воспринимают возможность свободного социального и культурного развития. Посмотрите на соседнюю Словакию. Неразумная политика ущемления венгерского населения создала постоянно тлеющий очаг напряженности. Венгры умеют сравнивать. Они умеют делать выводы. Не недооценивайте их, господа!

Венгр мало чем отличается от закарпатского русина, румына или немца. Я сейчас не говорю о языке и других традиционных отличиях. Я - об общем мировосприятии, выработанном в этом благодатном котле. Здесь люди привыкли не пугаться и не шарахаться от отличий. Воспринимать соседа, как данного Богом. Словно разноцветные камушки, они составляют совместный тип жителя Карпат. Дополняя друг друга. Они уже и не могут один без другого. Не представляет себе русин край без венгров или румын. Авторитетный историк Гумилев определял этнос не по языку и не по крови. Этнос - это прежде всего стереотип мышления и поведения. Так вот этот самый стереотип у нас общий. А значит нам делить нечего. У нас общая малая родина.  Общая история. Общие трудности и задачи.Общий путь. А вы - сепаратизм, сепаратизм. Не до сепаратизма  нам. Жить просто желаем. Как люди. Обычные люди.