О ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
На модерации
Отложенный
В статье – «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЛИ БИРЖЕВОЙ ПУЗЫРЬ?» Валентин Катасонов пишет:
«Мы помним также, что ещё в 60-70-е годы американские социологи Л. Туроу, Э. Тоффлер и Д. Белл начали вводить в оборот термин «постиндустриальное общество» и подводить под него свои теории. Так вот: на стыке двух столетий кабинетная, полуутопическая идея «постиндустриального общества» получила конкретное воплощение в концепции «цифровой экономики». <…> Сдаётся мне, что сегодня мы наблюдаем новый раунд биржевой спекулятивной игры, участники которой принялись азартно разыгрывать уже подзабытую карту цифровой экономики».
Однако сдаётся мне, что автор путает божий дар с яичницей. В связи с этим, вкратце о концепции ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Д. Белла.
В представлении Д. Белла постиндустриальное общество — это стабильное общество с эффективной экономикой и сильным государственным аппаратом. Это общество с новой социальной структурой, где власть основывается на знании и компетенции. Это общество, лишенное экономических противоречий индустриального периода, а основной социальный конфликт перемещается в сферу культуры и морали.
Согласно концепции Д. Белла постиндустриальное общество, прежде всего, характеризуется новыми социальными отношениями, возникновение которых обусловлено развитием науки и техники – это общество, нового социального класса, интеллигенции.
Трансформация социальных отношений может осуществляться несколькими способами:
Во-первых, именно технология является у Белла основным средством повышения уровня жизни и ликвидации неравенства за счет производства большего количества товаров по наименьшей стоимости.
Во-вторых, новая технология требует появления нового класса технических специалистов, отвечающих новым условиям производства.
В-третьих, технология создает новое определение рациональности, новый способ мышления, который главное внимание уделяет функциональным отношениям. Критерием производительности является эффективность и оптимизация, т.е. использование ресурсов с наименьшими затратами сил и средств.
В-четвертых, революция в транспорте и коммуникациях, которая, в свою очередь, является следствием развития технологии, создает новые экономические взаимосвязи и новые социальные взаимоотношения.
По мнению Д. Белла, социальная структура постиндустриального общества, должна иметь три измерения: горизонтальное, осью которой является знание, вертикальное размещение по профессиональной деятельности, и принадлежность к различного рода политическим партиям, этническим и социальным группам. По оси стратификации Белл разделяет общество на четыре слоя: профессиональный класс, состоящий из четырех сословий: ученого, технологического, административного и культурного; клерков и работников торговли; ремесленников; полуквалифицированных рабочих. Внутри профессионального класса, несмотря на общий этнос, связывающий ученых, технологов, администраторов и представителей культуры, существуют глубокие противоречия между отдельными его слоями. Однако главный упор Белл делает на вертикальную организацию общества (Белл называет ее ситусом), которая является подлинным местом профессиональной деятельности и интересов. Постиндустриальное общество больше организовано по сфере деятельности, чем по статусу, в отличие от индустриального общества. Именно группы, расположенные по месту деятельности (ситусу), и будут основной политической единицей постиндустриального общества.
Как следует из выше изложенного, «постиндустриальное общество» по Д. Беллу отнюдь не сводится к «цифровой экономике» по В. Катасонову.
Таким образом, «цифровая экономика» является не более чем подсистемой эффективной экономики вообще, как таковой, а последняя, в свою очередь, является не более чем подсистемой постиндустриального общества по Д. Беллу с новой социальной структурой, где власть основывается на знании и компетенции.
О текущем моменте.
В современную эпоху, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки, техники и технологии. Эти изменения можно охарактеризовать как очередную глобальную научно-техническую революцию, отличительной чертой которой является ускорение процесса, ведущего к созданию и накоплению знаний.
Развивается глобальный рынок информационных технологий и маркетинга информационных услуг и информации. Анализ конкретных экономических данных показывает, что проектирование, продажа и эксплуатация баз данных и знаний имеет тенденцию к самому стремительному росту.
Невероятный прогресс в области создания и применения средств обработки, хранения и передачи информации, радикально изменил положение вещей в планетарном масштабе: в социальной, экономической, культурной и политической сферах человеческого общества. Создание и распределение знания является, по сути, центральным звеном современного международного разделения труда.
Стремительно формируется планетарная информационная инфраструктура, в строительстве которой принимают участие все ведущие страны мира, сеть информационных и телекоммуникационных услуг, культурные и экономические последствия которой огромны. Это вселяет надежду и вместе с тем тревогу, ибо прогресс в области интеллектуальных технологий, в частности ИКТ, может быть в равной степени поставлен как на службу человеку, так и закабалить его. Действительно, децентрализация информационных сетей может обеспечить простым людям доступ к широкому кругу знаний, услуг и т.д., но встает вопрос: в чьем распоряжении будут находится центры управления такими системами?
Став эффективными инструментами экономического и социального прогресса, информационные технологии и системы открывают новые перспективы и горизонты в развитии знаний и обращении идей сначала на региональном, а затем и мировом уровне.
Судьба наций и их благосостояние во многом сейчас зависят от развития национальных информационных технологий и систем, интеграции этих систем в региональные и глобальные сети. Необходимо осознать, что страны, которые не вырабатывают знания, должны будут их импортировать, смиренно воспринимая новую зависимость, новую колонизацию нашей эры технологическую.
Однако, вопрос заключается не только в выработке новых знаний, но и в наличие политической воли в национальном и международном масштабе для их использования с целью нахождения оптимальных решений как для отдельных стран, так и всего человечества. Необходима еще и мудрость, которая добавляет к теоретическим знаниям и к их практическому приложению осознание конечных целей человеческой жизни. Подлинные трудности заключены в общественной и политической сферах, они имеют экономические, технологические, социальные и образовательные корни.
И именно здесь на первый план выдвигается образование как основное средство для распространения знания и его передачи от поколения к поколению, ибо политическая и экономическая независимость иллюзорны при коллективном невежестве.
Комментарии
...
Кто этого не понимает, тот окажется на обочине исторического процесса...