О бабле и зле

На модерации Отложенный
Международный день борьбы с коррупцией Россия встречает без борьбы...
В Америке, где я довольно долго находился, мне позвонил местный знакомый американец — преподаватель университета, и попросил помочь сделать визу в Россию.


Я спросил, а почему он звонит именно мне. Он пояснил, что виза нужна не ему, а его коллеге-преподавателю, бывшему эмигранту, который преподает в этом же университете и у которого давно нет российского паспорта.

— Погоди, я все же не понимаю, почему ты звонишь мне, а не в консульство? — продолжал выспрашивать я.

Оказалось, что у этого русского в Москве умерла сестра и визу нужно сделать срочно, а он слыхал, что у меня есть связи.

Я сказал, что попробую узнать, но поскольку никаких связей у меня в консульстве не было, я просто туда позвонил.

Оказалось, что это называют “особым случаем” и что если ты предоставишь необходимые документы о родстве и факте смерти, то визу делают мгновенно. Всю эту информацию, плюс имя сотрудника консульства, к которому нужно было подойти, я моему американцу и передал.

Далее наша беседа с моим другом проходила так.

Я: Только нужно быть к началу рабочего дня, чтобы они успели сделать визу в тот же день.

ОН: Понятно... Скажи, ну а как там расплачиваться?

Я: Просто, они дадут квитанцию, и он оплатит. Только там, по-моему, не принимают кредитки.

ОН: Нет... я имел в виду, к кому там потом подходить... ну, и что там еще платить нужно.

Я (сообразив о чем разговор): Нет, нет, это простая процедура, абсолютно легальная. Это такое правило — “особый случай”.

ОН: Я понимаю... дело в том, что он не привык платить... так сказать, дополнительно... он просто знает, что там, где русские... надо платить... он боится, что визу все же не дадут, а ему обязательно нужно улететь. Понимаешь?

Я еще раз успокоил моего друга и заверил, что все будет в порядке. А потом... как-то сам засомневался и с тревогой ждал середины дня, чтобы узнать результат.

Оказалось, что все прошло идеально. Визу сделали в тот же день. Хотя, как рассказал мне мой американский друг, этот русский на всякий случай взял с собой деньги, но их у него никто не попросил.

Это рассказ об исключении из правил. А теперь о правилах.

Правило в России простое: плати!

Коррупция не просто разъедает Россию. Она ее съела.

Коррупционный доход люди вводят в свой бюджет как плановый. Это вам не пятьсот рублей врачу в руку — тут все серьезней.

Еще один мой приятель — строитель, который потерял работу в регионе, потому что там сняли его крышу — губернатора, без тени смущения жаловался мне, что поехал туда из Москвы, потому что тот ему обещал, что он будет жить на откатах. Но вот теперь губернатора сняли, и непонятно, что делать дальше. Надо искать еще какой-то “откатный” вариант.

Мой приятель говорил эти слова спокойно, как будто откаты были гарантированы ему судьбой еще при рождении.

Если человек не силен в финансах, то ему сложно представить себе тот факт, что оборот коррупции составляет 50% ВВП. Но давайте представим такую картину — вот есть огромная страна и есть огромные деньги, которыми она прирастает. Так вот, половина этих огромных денег уходит на взятки.

Но за что, собственно, платим? По статистике, наибольшее количество выплат — “за оказание государственных и муниципальных услуг”. А российские предприниматели утверждают, что из-за взяток теряют половину прибыли.


А теперь обратим внимание на главное: там, где рыночные отношения, там взяток нет. Висит цена — и все.

А там, где государство, где “доступ к телу”, где “мы попытаемся решить ваш вопрос, но...” — там коррупция.

Где государства нет — там нет и коррупции.

А там, где наше правительство, депутаты и губернаторы, — там коррупция налицо.

У каждого россиянина есть статья расходов — на коррупцию. За медицину, за госуслуги, за учебу — коррупция стала неотъемлемой частью игры на выживание. Подсчитано: размер средней взятки сейчас — 31 тыс. рублей.

А теперь простые вопросы:

Вам кто-то говорил, как в России будут бороться с коррупцией?

Нет!

Вы слышали, что премьер или президент сказали: “Я начинаю бороться с коррупцией, и если ее существенно не уменьшу, то уйду из власти”?

Нет!

Вы слышали, чтобы Дума приняла особые антикоррупционные законы?

Нет!

Почему? Потому что коррупция — часть жизни нашей элиты, потому что, регулируя денежные потоки, они управляют Россией.

Россия выиграла чемпионат мира по футболу? Выиграла. Сколько он будет стоить? Правильно, много триллионов рублей. Откуда деньги? Владимир Путин отвечает, что попросит Абрамовича быть спонсором, потому что он любит футбол.

Народ радуется: национальный лидер укрощает проклятого миллиардера — нечего ему на яхтах кататься!.. Быть ему в 2012-м президентом — кто еще устроит две такие “народные гулянки с распилом” за десять лет?

А если посмотреть поглубже — обычная внеправовая игра: “Ну что, Абрамович, баблом наигрался? Теперь гони его сюда — оно нам сейчас тут нужно!”

Непрозрачное бабло готово уничтожить страну: финансовые аналитики уже в ужасе — Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу приведут к выбросу на рынок чудовищного объема денег, половина (!) из которых, по прогнозам, будет украдена.

Что это значит? Все просто. Помните лихие “нефтяные” деньги? Помните, какие были цены на все? Сейчас будет так же — взлетят цены на жилье, взлетят цены за “решение вопроса”, взлетят цены на все, где “да” зависит от чиновника.

Лидеры страны выпускают “спортивного” джинна, с которым не смогут справиться, — это доказало их правление последних лет.

Они способны на многое: Путин — на жесткие заявления и посадки неугодных бизнесменов, Медведев — на либеральное мифотворчество и войну с соседями. Но не способны или не хотят запустить механизм самоочищения общества от коррупции — реальную многопартийность и, как следствие, политическую конкуренцию, которая сметет мздоимцев, как мусор.

У Путина и Медведева на двоих — всего четыре глаза да рабочий день — 48 часов, если работать круглосуточно.

У российской коррупции — миллионы лиц и миллионы открытых ртов, чтобы пожирать собственную страну.

Замечательный экономист Евгений Гонтмахер однажды сказал историческую фразу: “Почему в России не побеждают коррупцию? Народ не хочет”.

Евгений Гонтмахер прав — люди не дураки, им надо решить свои вопросы, и если есть правило платить, то люди будут платить.

Другое дело, что если народ не видит, как решить свои насущные вопросы другим путем, кроме коррупционного, — это предел падения. Но не народа, а государства, как машины управления.

О, спорт, ты бабло!

Иначе не скажешь.

Матвей Ганопольский

http://www.mk.ru