Юрий Любимов уходит с Таганки
На модерации
Отложенный
"Управлять нами чурки-табуретки не могут"
Юрий Любимов, 93-летний худрук Театра на Таганке, объявил в понедельник в Доме актера на церемонии вручения ему очередной театральной премии о том, что подал в отставку в знак протеста против политики, проводимой в отношении театров. Люди, близко знающие Юрия Петровича, были в курсе желания режиссера оставить театр – в начале этого года Любимов подавал прошение об отставке, но московские власти уговорили его остаться. Теперь разговоры, остававшиеся кулуарными, проходившие за кулисами, вылились в публичное пространство. И повернуть назад будет труднее.
«Я возглавляю театр сорок семь лет. Но я подал в отставку, – заявил Любимов, – я в Думе так и сказал: «Управлять нами чурки-табуретки не могут. Я не буду писать, сколько мне нужно гвоздей и краски.
Это полный и законченный идиотизм». Любимов заявил, что не видит смысла работать в сложившихся условиях. «Речь идет о Департаменте культуры (Москвы), который ничего не понимает. Я должен подписывать бумажки, по 300 в день, доказывать им, сколько и чего мне нужно», – возмущен режиссер. Режиссер говорил в Думе о том, в каком положении сегодня находится театр, что это безобразие надо менять, иначе театр кончится. А ведь театр – «единственное искусство, которое разговаривает со зрителями напрямик. Артист и режиссер во все времена говорили вещи, которые нужно сказать обществу. Сегодня нашему обществу пора сказать прямо в глаза довольно грустные вещи, чтобы не встать на четвереньки», отметил режиссер. Еще в ноябре в интервью американской газете Любимов заявил, что готов уехать в США. В марте он подал в отставку, но ему позвонили сверху и просили подождать. «Сейчас не время», – сказал звонивший. Везде за границей, и в Америке тоже, заметил Любимов, работать гораздо проще благодаря порядку и дисциплине. Он бы не возражал пожить в Америке после ухода на пенсию – там хорошо старикам.
Стоит заметить, что основное недовольство Любимова, когда он выступал в Госдуме на обсуждении театрального законодательства, вызывали проблемы, связанные с так называемым 94-м ФЗ – с законом о тендерах, по которому любые бюджетные траты больше 100 тыс. руб. непременно должны проходить через конкурсные процедуры. Театру на Таганке, насколько это известно «НГ», ни разу не отказывали в финансировании, но не раз проблемы возникали именно в части соблюдения всех процедурных формальностей.
Кроме того, искреннее непонимание режиссера, много поработавшего на Западе, по-прежнему вызывает казус, согласно которому с худруком заключается контракт на год-два-три, а все артисты при этом работают в штате.
И никто их на контракт переводить пока не собирается. В связи с этим можно вспомнить недавний конфликт Александра Галибина, худрука Театра Станиславского, – с ним контракт заключен на год, а артисты, многие из которых режиссеру просто-напросто не нужны или которых зрители давно не видели, никакими сроками не ограничены.
Несмотря на возраст, Юрий Любимов только в прошлом сезоне выпустил две премьеры. В этом планировал еще две – спектакль по Чехову «Душа и маска» и комедию Мольера «Школа жен». Напомним, в марте 1984 года Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства – тогда сообщалось, что за неуплату членских партийных взносов. Любимов принял решение остаться за границей после того, как ему окончательно закрыли несколько спектаклей, среди них – «Владимир Высоцкий» и «Борис Годунов». Востребованный на Западе, Любимов тем не менее вернулся в СССР, а в мае 1989 года ему вернули гражданство.
Вчера в театре, куда позвонил корреспондент «НГ», на все вопросы отвечали: «Без комментариев». Супруга Юрия Петровича Каталин Любимова также воспользовалась этой формулировкой, а на вопрос корреспондента «НГ», насколько серьезно она сама воспринимает эту информацию и как считает – действительно ли Юрий Петрович реализует свое решение, она ответила уклончиво: это – не в моей компетенции.
Остается добавить, что несколько лет назад театр объявил о начале строительства нового фестивального комплекса, который должен был существовать на самоокупаемости. Любимов был очень вдохновлен этой идеей. Проект был сделан в мастерской известного архитектора Юрия Григоряна, но реализация его не начата до сих пор.
В Департаменте культуры Москвы «НГ» сказали, что заявлений об отставке от Любимова не получали. Имеются письма – по разным хозяйственным проблемам, где кроме прочего говорится и о готовности оставить пост, но заявлений об уходе – нет, не было.
http://www.ng.ru
Комментарии