— Если говорить о внутриполитической ситуации в России, насколько на нее может повлиять возможное выдвижение Алексея Навального в президенты, о котором он заявил в конце декабря?
— Сколько я помню Навального, он всегда хотел участвовать в президентских выборах. Он говорит об этом с декабря 2011 года. При этом от самого Навального тут мало что зависит: решать пускать ли его на выборы, сняв официальные препятствия для его участия, будут власти.
А захотят ли они этого – зависит от того, как они будут оценивать перспективы президентских выборов в 2018 году. Если в Кремле будут считать, что риски стремятся к нулю, то выпустить на эти выборы могут не только Навального, но и кого угодно. А если власти посчитают, что есть хотя бы минимальные риски, то на выборах не будет никого, кроме обычных персонажей: Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского и Григория Явлинского.
— Чего именно боится Кремль? О каких рисках идет речь?
— Основные риски Кремль видит для себя не внутриполитическими, а внешнеполитическими. Известно, что российская власть всегда опасалась западного вмешательства в российские выборы. Изначально этот страх возник в связи с «оранжевыми революциями»: Кремлю кажется, что если у него будут плохие отношения с Западом, то Запад попытается свергнуть российскую власть извне, поддерживая оппозицию. Я считаю, что реальных оснований для таких опасений нет, но у страха глаза велики.
История с отменой приговора по «делу Кировлеса» президиумом Верховного суда и, стало быть, с его возможным участием в выборах, началась после того, как стало известно о победе Трампа в США. Это не совпадение: когда российские власти посчитали, что риски снизились, они начали всерьез рассматривать участие Навального в выборах. Если отношения с Трампом не наладятся, страх у Кремля останется, и он начнет зачищать предвыборную площадку, избавляясь от независимых кандидатов.
В целом, такой сценарий более вероятен, поэтому Навальному не стоит особенно рассчитывать на участие в президентских выборах 2018 года.
Комментарии
Да неужели? Бедный, бедный Трамп...