«Мы вас русских закопаем!» Проломленная голова в ответ на замечание
Инцидент, произошедший в конце августа в станице Троицкой Моздокского района Северной Осетии, на слуху до сих пор. По словам местных жителей, это очередной эпизод в цепи аналогичных случаев. Однако именно то происшествие, о котором пойдёт речь в этой статье, переполнило чашу терпения станичников, повлекло за собой массовое негодование населения, многосотенные собрания сёл и даже создание народного ополчения.
28 августа 2010 года, примерно в 24-00 в Троицкую, в которой проживает 95% русского населения, прибыла большая группа - около ста мужчин - представителей кумыкского этноса, вооружённых подручными колюще-режущими предметами, монтировками и, по словам некоторых очевидцев, огнестрельным оружием. Прибыв на улицу Виноградную, где проживает семья Евгения Голоскокова, разъярённая толпа вышибла двери и ворота, и, вломившись в частное домовладение, стала беспорядочно крушить имущество и избивать хозяев дома.
«Подъехали, кидают камни по крышам и по окнам, - рассказал один из родственников Голоскокова, - Нам позвонили – “Женьку бьют!”. Приезжаем. Только успел загнать во двор машину – бежит организованная толпа, приехавшая на 28 легковых автомобилях. Это стадо добежало до двора, а нас – человек 15. Женщины наши вышли, стали расспрашивать, зачем они приехали. А они: “Вы что не знали, с чем вы имели дело? Вы что, бьёте кумыков? Мы вас, русских, закопаем!” У всех в руках железки, хотя бы один с пустыми руками!». А у самого Голоскокова был только травматический пистолет, и то один, и стрелял он, по словам очевидцев, вверх.
У этого происшествия была и некоторая предыстория. Дело в том, что накануне Голоскоков сделал замечание группе кумыков, их было, по словам очевидцев, человека 3-4, которые в позднее время, уже после 22-00, распивали спиртные напитки, громко ругались и громко слушали музыку через бумбокс прямо под его окнами, тем самым нарушая общественный порядок и законодательство РФ. Здесь следует отметить, что семья Голоскокова в Троицкой имеет очень хорошую репутацию. Соседи их уважают и считают работящими, порядочными людьми. По словам источника СКФОnews, ни сам Голоскоков, ни члены его семьи с нападавшими знакомы не были. А в тот злополучный день в этом доме справляли день рожденья.
Как рассказал корреспонденту СКФОnews другой очевидец произошедшего, дебоширы, прибывшие в Троицкую из северо-осетинского села Кизляр, где проживают преимущественно кумыки, "вели себя организованно, дерзко и вызывающе. После словесной перебранки приехавшие избили хозяина дома, накануне сделавшего замечание кому-то из них. Однако на помощь поспешил отец парня, родственники и соседи. Группа ретировалась, но вскоре к месту происшествия прибыли ещё от 5 до 10 автомашин. Государственные регистрационные номера их были скрыты чёрной плёнкой. Действовали приехавшие слаженно и решительно. У свидетелй сложилось впечатление, что это «подкрепление» было готово и ожидало неподалёку. Тем временем хозяину дома проломили голову. Некоторые из тех, кто встал на его сторону, также получили серьезные травмы – переломы ребер и рук".
Хозяева дома пытались позвонить в местное УВД по телефону 02, но после того, как милиционеры узнали, что на месте орудуют кумыки – трубку телефона больше не поднимали, оставив тем самым гражданских жителей без защиты. А милиционеры-кумыки открыто заявили, что на усмирение своих они не поедут. Впрочем, в конце-концов, после долгих "уговоров", правоохранительные органы на сигнал среагировали, о чём тут же отрапортовали на официальном сайте республиканского МВД.
«Тут нет ничего удивительного, ведь основной принцип социального развития кумыков – клановость и круговая порука, - заявил корреспонденту СКФОnews один из очевидцев, являющийся заметным местным общественным деятелем, который просил не называть его имени из-за опасений расправы, - Стратегия развития кланов проста - сотни жалоб чиновникам различного уровня ежегодно отправляется из села Кизляр. Нужно заметить, что подобные акции устрашения повсеместно проходят в Моздокском районе. Раньше кумыки жили компактно за рекой Терек от города Моздока, но в последние годы их количество возросло, и по разным данным сегодня составляет около 15-17 тысяч жителей только в Кизляре. В то время, как жителей города Моздока насчитывается всего 35 тысяч, включая моздокских кумыков. Этнический баланс района оказался подорванным. И в последние несколько лет наблюдается колоссальный отток русского населения из Моздокского района.
Притеснения русских происходят повсеместно. Так, например, 90% медицинского персонала района – кумыки. Именно поэтому больше всего “инвалидов” во всей республике именно в Кизляре. В то время, как ни для кого не секрет, что данная “услуга” стоит около 80 тысяч рублей. Воинская часть внутренних войск (В/ч 3737) практически полностью укомплектована кумыками. В детских садах мест так же нет. И всё бы ничего, но жёсткая, агрессивная политика, сплочённое массовое пренебрежение к русскому населению, высокая степень коррумпированности (и коррумпированных методов социального развития) - неизбежно приведёт к системному кризису на всём Северном Кавказе. Хочется отметить абсолютное безучастие местных органов власти, а откровенней говоря, страх!».
Вот что пишет по этому происшествию местная (административная) газета «Моздокский вестник» №154 от 31 августа 2010 года. Статья называется «Жители с.Троицкого требуют оградить их от непрошенных гостей». Цитата: «Вечером 28 августа группа выходцев из села Кизляр (по некоторым данным – до 40 человек) прибыла в село Троицкое и во дворе дома одного из местных жителей устроила погром. В результате этого четверо сельчан попали в больницу. Этот возмутительный факт стал поводом для экстренного совещания, которое утром 29 августа созвал глава района В. Паринов. В нём принимали участие представители УВД по Моздокскому району и отдела УФСБ в городе Моздоке. Происшествие обсуждалось вместе с представителями местной власти и общественности Кизляра, которые осудили действия хулиганов. О случившемся информированы глава республики Таймураз Мамсуров, министр внутренних дел РСО-А Артур Ахметханов.
По данному факту, как проинформировали в милиции, задержаны 15 человек. Это разбойное нападение (более точную квалификацию происшествию дадут правоохранительные органы) всколыхнуло общественность села. Вечером 29 августа в селе Троицком состоялось собрание общественности, в котором принимали участие несколько сот человек. Люди требовали оградить их от непрошенных гостей. Подобные факты в селе происходили уже неоднократно. На сходе решено принять обращение в вышестоящие инстанции, в котором будут сформулированы требования жителей с. Троицкого по обеспечению общественной безопасности. В тот же вечер было принято решение: на базе местной казачьей общины возобновить работу добровольной народной дружины и совместно с правоохранительными органами проводить мероприятия по поддержанию правопорядка в селе.
На расширенном аппаратном совещании в администрации района, которое состоялось 30 августа, В.Паринов первым долгом поднял тему происшествия в селе Троицком. Он потребовал от глав поселений совместно с представителями УВД наведения правопорядка в населённых пунктах района. Тем более, что незваные гости уже пытались наводить свои порядки в Терской, Павлодольской, Луковской, Киевском и других населённых пунктах. Паринов заверил, что дело будет доведено до конца, виновные понесут наказание по всей строгости закона».
На следующее утро, 29 августа, возле ОВД Моздокского района собрались кумыки, приехавшие на нескольких машинах. Звучали ультимативные речи, призывы к насилию и угрозы. Уже через несколько часов основная часть погромщиков была на свободе, а в КВЗ осталось лишь 6 подозреваемых. Основной, седьмой подозреваемый, скрылся и находится в розыске. Тем временем несколько членов семьи Голоскокова, включая его самого, оказались в больнице. У десятилетней девочки возникло заикание, и врачи пока не делают прогнозов относительно того, как скоро оно может пройти. Вместе с тем, в пресс-службе МВД республики Северная Осетия-Алания корреспонденту СКФОnews происшествие прокомментировали довольно скупо: «Всё есть у нас на сайте. Драка была, людей задержали. Понесут заслуженное наказание», - заявил представитель пресс-службы.
На совещании в Администрации Моздокского района, на котором присутствовало почти всё взрослое население Троицкой, по словам одного из его участников, присутствовали, помимо официальных лиц и сотрудников ФСБ, кумыкские старейшины, которые извинились перед станичниками и пообещали найти виновных. Станичники, тем временем, не слишком надеясь на местные правоохранительные органы, выставили вокруг Троицкой посты и охраняют станицу.
«На вышеупомянутом совещании 30 августа глава Моздокского района Паринов показал свою абсолютную не компетентность, - рассказал общественный деятель, - Он просто призывал остановиться и всем успокоиться. При этом не было выработано никакого плана действий! Самое смешное, что Паринов убедительно всех просил “не выносить сор из избы”, то есть не сообщать о данном происшествии никому выше республики, а лучше вообще никому не сообщать!».
По его словам, на этом же совещании выступали атаманы местных казачеств. Они констатировали панику среди населения и, как следствие, новую волну оттока русского населения. Источник привёл ещё один типичный пример некомпетентности и социальной несоразмеренности властей района и республики из той же Троицкой: Уже 15 лет в домах на улицах Владислава Листьева, Миллера и Молодёжной нет элементарного водопровода, сотни людей живут в антисанитарных условиях, на улицах нет элементарного ночного освещения и на большое село всего один участковый.
«В это же время в селе Кизляр по многочисленным обращениям и жалобам местных жителей недавно была не просто отремонтирована, а полностью заменена вся водопроводная система! – сказал источник, - Сама политика государства заставляет русское население покидать Северный Кавказ, а, заглядывая в историю ясно, что именно так начинается разделение государств!».
Не питает оптимизма и один из тех, кто помогал Голоскокову «держать оборону». «Нет доверия к “органам”. Не знаем как быть, - говорит участник тех событий, - Нас действительно притесняют. Конфликты стараются замять. Это страшно - не передать, это надо видеть. Дальше будет как в Чечне, выселение русского народа, всё идёт к этому. Кумыки – неуправляемые. Нападают, забирают телефоны. Мы молчим, но всему приходит предел. Это не сейчас началось. Потихоньку это давно уже происходит. То там избили, то там. Осетины примерно недели 2-3 назад дрались с кумыками, разборки в роще были. Чтобы всё понять, достаточно выйти в город и полчаса там пробыть».
Вместе с тем, напоминает источник, кумыки не всегда проживали на территории в том количестве, которое наблюдается сейчас. «Кумыки – выходцы из Дагестана, - рассказал собеседник Северо-Кавказского новостного агентства. Сначала их было немного, а потом стало чересчур. Ладно, всем место хватит, но они дают понять – “вы русские свиньи, это наш Кавказ, вы тут никто!” Как в Косово живём…».
По словам того же источника, подобные случаи, хотя это и не афишируются, происходят в Моздокском районе регулярно. «Я могу назвать у нас только один населенный пункт, где этого не происходило. Это поселок Тельман, это бывшее отделение совхоза “Терек” в советские времена. Это достаточно отдалённый вымирающий посёлочек в Моздокском районе. Только там этого не происходило за отсутствием людей в этом поселке. А все другие – сёла Киевскаое, Виноградное, станицы Терская, Павлодольская – там везде всё это имеет место быть. Да и в самом городе Моздоке».
С другой стороны, рассказывает источник, с осетинами у русских, живущих в Моздокском районе, отношения исторически складываются хорошо: «Кумыки – они мусульмане. А осетины с нами и в одни храмы ходят, празднуем одни праздники, они – православные христиане. Осетины – это наши люди. Испокон веков смешанные браки, я могу назвать сотни примеров».
Да и с кумыками, судя по всему, ухудшаться отношения стали относительно недавно. «Нечасто раньше такие случаи были, - заявил корреспонденту СКФОnews председатель правления Славянского союза Осетии Владимир Писаренко, - С кумыками, по крайней мере, со старшим поколением, - всегда были хорошие отношения. Даже в своё время кумыки пытались вступить в казачество. Они выходили с таким предложением, но им отказали. А вот молодёжь пошла иная совсем. Вот и здесь молодёжь задержали. Они чувствуют безнаказанность. Это общая болезнь, то же самое и в Кабарде происходит».
Также, по словам Писаренко, свою роль могло сыграть то, что в своё время был ликвидирован отдельный Моздокский казачий округ. «Бондарев ликвидировал его по просьбе Аланского казачества. Сейчас так: одна республика – один округ. А Моздокский округ всегда был отдельным. И сейчас там не существует толком никакой структуры, разброд, казаки неорганизованы. Вот и не смогли защитить себя. Кумыки просекли всё это и соответствующим образом ведут себя. Пока ни Аланское казачество, ни Бондарев, ни Инкавцов – ничего от них не слышно, никто не выступил в защиту станичников», - сказал Писаренко, также обративший внимание на освещение подобных эпизодов на сайтах официальных республиканских структур.
«На сайте МВД очень однобоко информация дана, - уверен Писаренко, - Не уточняется – кто такие. Молодые ребята подрались со станичниками. Кто такие станичники это всем ясно. А вот “молодые ребята” – неясно. Толерантный какой-то материал, углы сглажены. Кто в Осетии это читает, они толком и не поймут, что же там произошло. Я был однажды в нашем Минюсте. Собирали представителей общественных организаций. Нам говорили об экстремизме в Осетии. Где-то 80% выступления руководителя управления было связано со скинхедами. Нам о них очень подробно рассказывали. Нашил в Осетии проблему... А когда возникают другие проблемы, когда “кавказцы” против русских, это пытаются скрывать».
Справка Северо-Кавказского новостного агентства: Кумыки – третья по величине народность в Республике Дагестан. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., численность кумыкского населения в Дагестане составляла 60,7 тыс. человек. Оно проживало в одном городе - Петровске, 46 чел., и в двух округах: Темир-Хан-Шуринском - 49 тыс. чел. и Кайтаго-Табасаранском - 11,8 тыс. чел. Начиная с 1939 года они проживают практически во всех городах и районах Дагестана. Основная территория их расселения – на Терско-Сулакской низменности и в предгорных районах. В дореволюционном Дагестане значительная часть кумыкского населения была неграмотна [1].
Что же касается, Северной Осетии, то, согласно переписи населения 1989 года их численность в этой республике (Северо-Осетинская АССР) составила 9,5 тыс.человек (1,5 %). А в 2002 году эта цифра уже составила 12,7 (1,8 %). Сейчас же, по разным данным, численность кумыков в Северной Осетии колеблется от 15 до 17 тысяч человек.
1 В.Ф. Алиева «Демографические процессы в современном Дагестане», издательство «Наука», Москва, 2007
Комментарии