Вот приедет барин — барин нас рассудит.

— Складывается впечатление, что мы уже знаем того человека, который за нас должен все решить. Судя по вниманию, уделяемому данной персоне нашими государственными лицами и СМИ, это Дональд Трамп. Решит он наши экономические проблемы? Санкции хотя бы антироссийские отменит?
— Я понимаю, что наши экономические проблемы должен был решить то ли Барак Обама, то ли Си Цзиньпин, то ли Реджеп Эрдоган. Но, я думаю, что, как к Трампу ни относись, ему больше нравятся женщины, чем руководство нашей страны. Ему интересы Америки гораздо ближе интересов России. Одно дело — предвыборная риторика, когда надо чесать языком и совсем другое — внешняя политика, в том числе и экономическая.
Напомню, что в 2008 году было немерено радости у наших псевдополитологов, разного рода прикормленных экспертов по поводу избрания Обамы. Они на все лады говорили, какой он замечательный, какой он голубь мира и какая у нас с ним будет разрядка-перезагрузка на фоне страшного республиканца Джона Маккейна, который хочет едва ли не войну против России развязать. Потом все дружно стали на другие лыжи, и милейший Обама, лауреат Нобелевской премии мира, между прочим, в итоге стал врагом российского народа. Мы проходили этот цикл любви-ненависти к очередному американскому президенту много раз, и это реально не лечится. Наша элита и власть — это слепок с нашего общества. Им тоже необходимо вышестоящее руководство, перед которым надо выслуживаться. Трампа же, повторю, интересуют исключительно Америка и американцы, американский бизнес и американская гегемония в мире, Россия даже не в первой десятке проблем, которыми новый лидер Штатов будет заниматься. Так что никакой отмены санкций не произойдет.

«Дональд Трамп делает ставку на новую индустриализацию, на реиндустриализацию Америки на совершенно новой технологической и компонентной базе»Фото: ©Кейтлин Оукс, РИА «Новости»
«ТРАМП НАНОСИТ УДАР ПО СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА»
— А как намерение Дональда Трампа вернуть производство в США повлияет на мировую экономику?
— Дональд Трамп действительно делает ставку на новую индустриализацию, на реиндустриализацию Америки на совершенно новой технологической и компонентной базе. Новый президент США нацелен на создание большого числа высокотехнологичных рабочих мест. Процесс перестройки американской экономики на новом технологическом укладе начался еще при Бараке Обаме. Сейчас он будет усиливаться. По мере роста капиталоемкости производств и сокращения трудоемкого производства будет ускоряться трансформирование экономики индустриального типа в экономику знаний. Степень развития человеческого капитала и научно-технический прогресс окончательно станут ключевыми факторами конкурентоспособности той или иной экономики. Все это здравые зерна в программе Трампа. Ключевое его предложение — обещание сократить налоговое бремя на высокодоходные категории граждан. Это заявка на то, чтобы привлекать лучшие умы со всего мира — не только из Азии, но и с европейского рынка труда.
— А минусы в экономической программе Трампа вы видите?
— Из минусов — это выпадающие доходы федерального бюджета и бюджетов Штатов из-за снижения верхней планки ставки подоходного налога, за что выступает новый президент США. Здесь действительно есть риск выпадения доходов американского бюджета от полутриллиона до полутора триллионов долларов. Кроме того, Трамп делает ставку на повышение самодостаточности американской экономики, на повышение ее автономности, на снижение зависимости от глобального рынка. Эта политика больше создавать самим и меньше закупать за рубежом. Она приведет к тому, что дефицит во внешней торговле Америки будет сокращаться, автоматически рост долговой нагрузки замедлится, и как результат будет меньший объем эмиссии. Все это приведет к укреплению доллара и усилению притока капитала в Америку. Тот же пересмотр соглашения NAFTA (о зоне свободной торговли в Северной Америке — прим. ред.) говорит о том, что американцы будут пытаться выжимать максимум не политической, а именно коммерческой и финансовой выгоды во внешнеэкономической сфере. Здесь Трамп наносит удар по системе международного разделения труда.
Большинство ведущих экономик мира — европейская, китайская, японская, индийская, не говоря уже о менее значительных экономиках, например, Канады и Мексики — критически зависимы от экспорта в США. Так что заявления Трампа по поводу ужесточения тарифной политики, по протекционизму, по возврату в Америку производства, замене низкоквалифицированной рабочей силы роботами, 3D-принтерами и прочим — все это может подорвать темпы роста мировой экономики и торговли.

«Себестоимость добычи продолжит снижаться. Еще несколько лет назад себестоимость по сланцевой нефти была 75 - 80 долларов за баррель, потом — 55 - 60 долларов где-то в 2014 году. Сейчас себестоимость сланцевой нефти — около 43 - 45 долларов за баррель»
Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»
«ДЛЯ НАС ЗАЯВЛЕННАЯ ТРАМПОМ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НЕ НЕСЕТ НИЧЕГО ХОРОШЕГО»
— Россию больше всего затрагивает решение Трампа снять все ограничения на добычу углеводородов в Штатах.
— Экономическая программа Трампа для России звучит практически как приговор. Это дамоклов меч, занесенный над нашей сырьевой низкопередельной экономикой. Начало реализации программы Трампа означает, что американский доллар начнет довольно сильный рост. Я думаю, еще на 15 - 20 процентов он может легко вырасти до марта, достигнув 122 пункта по индексу доллара с сегодняшних 102 пунктов. При дорогом долларе, при растущих процентных ставках в Америке будет происходить падение сырьевых рынков и снижение стоимости активов развивающихся экономик, в том числе и российских рубля, акций и всего прочего.
Кроме того, есть причины для подрыва экономического роста Китая, всего азиатского региона, а также Канады и Мексики. Надо понимать, что эти страны традиционно были крупнейшими развивающимися экономиками. Они создавали спрос на сырьевые товары, на энергоносители. Если мировая экономика и торговля продолжат стагнацию, то сильнее всего просядут от этого товарно-сырьевые рынки, в том числе нефти, газа и промышленных металлов. Это для России является крайне пагубным в силу того, что у нас 55 процентов экспорта — это нефть и газ, а с учетом нескольких переделов и металлов — около 90 процентов. Если реализуются обещания Трампа нанести экономический удар по Китаю, будет нанесен удар по всей мировой экономике и прежде всего по рискованным активам, в частности по нефти. Мы легко можем увидеть нефть и по 35, и по 30 долларов за баррель. Правда, в более отдаленной перспективе.
— К чему приведет снятие ограничений по добыче углеводородов в США?
— Это очень серьезное заявление Трампа. Современные технологии позволяют заниматься переработкой угля для производства электроэнергии практически с тем же минимальным загрязнением окружающей среды, что и при использовании газа. Если в Америке будут даны мощные налоговые стимулы и для сланцевой, и для угольной промышленности, то США еще сильнее сократят объем импорта углеводородов. Сокращение составит от 2 до 4 миллионов баррелей в нефтяном эквиваленте в течение 3 - 5 лет. На мировом рынке нефти будет наблюдаться ее избыток не в 1,5 миллиона баррелей, как сегодня, а в 3 - 4 миллиона баррелей. Это автоматически уронит цены на энергоносители. По мере того, как будут получать налоговые и иные льготы сланцевики, КПД сланцевой добычи в Штатах будет расти. Сланцевая революция начнет переживать очередной ренессанс. Себестоимость добычи продолжит снижаться. Еще несколько лет назад себестоимость по сланцевой нефти была 75 - 80 долларов за баррель, потом — 55 - 60 долларов где-то в 2014 году. Сейчас себестоимость сланцевой нефти — около 43 - 45 долларов за баррель, и она будет быстро снижаться при наличии льгот и развитии технологий.
— Может, в экономической программе Трампа есть все-таки нечто такое, что может помочь развитию российской экономики?
— Для нас, куда ни посмотри, заявленная Трампом экономическая программа не несет ничего хорошего. Она вообще не несет ничего хорошего для стран периферии мирового капитализма, которые играют роль поставщиков сырья. Но при этом программа Трампа дает шансы тем, кто делает ставку на несырьевую ренту, на экономику знаний.
Полностью здесь:
https://www.business-gazeta.ru/article/333608
Комментарии