Разговоры на тему «Москва ищет Лукашенко замену» прежде всего выгодны самому Лукашенко

Разговоры на тему «Москва ищет Лукашенко замену» прежде всего выгодны самому Лукашенко

Почему началась и кому выгодна информационная волна на тему «Москва ищет замену Лукашенко»? Есть ли какие-то причины, по которым белорусский руководитель в стратегическом смысле не устраивает Кремль? Какие варианты смены власти в Беларуси действительно могут быть реализованы?

 

На эти и другие вопросы в передаче «Интервью недели» отвечает из Варшавы директор Центра политического анализа и прогноза Павел Усов. С ним беседовал Виталий Цыганков.

 

Цыганков: Последние дни в Беларуси активно обсуждается тема «Москва ищет Лукашенко замену». По вашему мнению, чем вызваны такие обсуждения, есть ли какие-то конкретные причины для таких разговоров? Можно сказать, что они спровоцированы нефтегазовом конфликтом между Беларусью и Россией?

 

Усов: Прежде всего надо отметить, что российские журналисты, близкие к Кремлю, или представители истеблишмента таких заявлений не делали. Они прозвучали на страницах «Хартии» и в социальных сетях белорусских журналистов и экспертов. Поводом было то, что их якобы пригласили на передачу Владимира Соловьева на тему «готовит ли Россия смену Лукашенко»? Это и стало причиной новой волны таких спекуляций.

 

Такие вбросы, «утки» легли на довольно благоприятную внутриполитическую и внешнеполитическую конъюнктуру. Прежде всего, это касается энергетической и торговой «войны» между Минском и Москвой.

 

Второй момент - это тяжелая экономическая ситуация внутри Беларуси и стремление Минска наладить отношения с Западом. Здесь шаги Лукашенко создают довольно благоприятную почву для спекуляций, будто Москва недовольна Лукашенко и созрели условия поменять не политическую систему, а конкретного руководителя Беларуси.

 

Цыганков: Если рассматривать этот вопрос с точки зрения «кому выгодно», то похоже, что эти спекуляции выгодны, как следует из ваших слов, прежде всего самому Лукашенко?

 

Усов: Безусловно. Он первый из тех лиц, кому выгодно распространение таких спекуляций. Запад как раз настроен на такую ​​волну, что «Москва расширяет свое влияние, готовится к провокациям, новым гибридным войнам». Поэтому нужно укреплять свои позиции, в том числе в Беларуси. На этом фоне Минск ничего не делает в смысле трансформации политической системы Беларуси, а просто играет на этих страхах Запада. Мол, на фоне угрозы Москвы надо помогать Лукашенко, забыть о правах человека.

 

К сожалению, такое деструктивное мышление некоторых на Западе уже дает определенные результаты - если, например, оценивать внешнюю политику Польши, в том числе историю с «Белсатом».

 

Но есть и другая заинтересованная сторона в создании таких провокаций и вбросов. Не надо здесь недооценивать Москву, которая является хорошим  специалистом в создании искусственных информационных волн (достаточно вспомнить «Крестных отцов» в 2010 году).

 

Цыганков: Сейчас им это зачем?

 

Усов: Объясняю. Как мы знаем, Лукашенко психологически иногда очень неустойчив. И такие вбросы должны создавать внутреннюю напряженность в окружении главы Беларуси. Поэтому не надо сбрасывать со счетов желание Москвы подразнить  Лукашенко, создать определенный дискомфорт и реализовать какие-то свои цели.

 

Цыганков: Если отвлечься от конкретной ситуации и посмотреть стратегически на эту тему, то стоит задуматься, есть ли причины, по которым Лукашенко не устраивает Москву. Лукашенко объявил, что Беларусь вступает в Евросоюз? Собирается отменить государственный статус русского языка? Стал сторонником либеральной демократии и заявил о желании провести свободные выборы? Нет. Есть какие-то еще причины?

 

Усов: Есть только одна причина на сегодня - это нежелание Минска разместить российскую военную базу в Беларуси, которая должна была, согласно с планами Москвы, появится еще в 2016 году. По моему мнению, это и стало основной причиной всех последних торговых и энергетических войн.

 

Но, конечно, это не является стратегической основой для Москвы менять Лукашенко, так как такая замена была бы очень дорогостоящей, а ее последствия - абсолютно непредсказуемыми и неожиданными. Для Москвы Лукашенко со всеми капризами остается предсказуемым политиком и фактически реализует все требования, которые выдвигает Россия.

 

С одной стороны, мы имеем очень красивые декларации из Минска об отношениях с Западом, но с другой стороны, Минск делает конкретные экономические и политические шаги, которые только отдаляют Беларусь от Запада и укрепляют ее в российском политическом пространстве. Поэтому никакие существенные политические изменения в Беларуси России не нужны, так как они несут определенные угрозы, гораздо большие, чем содержание нынешнего режима.

 

Цыганков: Кстати, насчет базы. Вы уже купили ящик коньяка своим оппонентам, с которыми вы поспорили год назад, заявив, что российская военная база появится в Беларуси в 2016 году?

 

Усов: Мы уже обсудили эту тему в «Пражском акценте». В 2016 году база не появилась, но не факт, что она не появится вообще. Зато в том году произошло 6 военных учений с Россией, в этом году планируются масштабные учения «Запад-2017». Много шума наделало сообщение, что Россия запросила у Беларуси разрешение на ввоз 1400 вагонов с техникой, а это очень много. Второй момент - Лукашенко подписал декрет, что белорусские военные могут принимать участие в антитеррористических операциях российских войск. Также формирование региональной системы противовоздушной обороны под общей координацией Москвы. То есть Беларусь делает все, что ждет от нее Россия, и фактически нужно серьезно ставить вопрос о том, насколько уже сегодня мы можем считаться независимой страной.

 

Цыганков: Да, Лукашенко стратегически вполне устраивает Москву. Но разве нельзя списывать со счета иррациональный фактор? Что-то стукнет в голову, раздражение от какого-то шага Лукашенко дойдет вдруг до такой степени, что в Кремле примут некие  нелогичные и даже контрпродуктивным для себя шаги?

 

Усов: Следует рассматривать какой угодно, даже самый абсурдный вариант. В последние годы внешняя политика Москвы является нерациональной с точки зрения любого политика Запада. Конечно, в России есть определенные ястребы, которые хотели бы скорейшей инкорпорации Беларуси - не важно, на каких условиях.

 

Вопрос в том, как может быть реализован такой сценарий. На сегодня нет условий легитимной смены белорусской власти, то есть через выборы. Поэтому остается два варианта - номенклатурный переворот или болезнь и смерть белорусского правителя. Если мы проанализируем первый вариант, то здесь есть процедура. К власти приходит премьер Кобяков, родившийся в России, имеет хорошие связи среди московской номенклатуры.

 

Что до переворота, то у нас нет серьезных кланов, групп, которые могли бы реализовать этот сценарий. Если говорить коротко, то этот сценарий полностью отпадает. На это нужно время, влияние различных групп, определенная их самостоятельность (чего нет в Беларуси, номенклатура не играет никакой самостоятельной политической роли), и серьезная реальная альтернативная фигура. А таких фигур сегодня вокруг Лукашенко нет.

svaboda.org

Радыё Свабода. www.svaboda.org

 

Разговоры на тему «Москва ищет Лукашенко замену» прежде всего выгодны самому Лукашенко 2

        Класс!

Почему началась и кому выгодна информационная волна на тему «Москва ищет замену Лукашенко»? Есть ли какие-то причины, по которым белорусский руководитель в стратегическом смысле не устраивает Кремль? Какие варианты смены власти в Беларуси действительно могут быть реализованы?