Екатерина Шульман: оценка тенденций перемен в России

Под названием "Танец черных лебедей" сайт Радио Свобода опубликовал беседу об "опрокидывающих экспертное мнение" сенсациях-2016. Но я из всех участников размещаю у себя только высказывания Екатерины Шульман, которые разбил на две части.

В первой части идет речь о проблемах мира, в этой части речь пойдет о России.


 

О тенеденциях в России
Изменение общественных настроений в России – это на самом деле событие года. Только оно началось не в 2016-м и не в нем закончится, но это тот тренд, за которым надо следить. то последствия экономического кризиса, уже выражаемые языком политического настроения. Не бывает ухудшения жизни и снижения уровня доходов без политических последствий. 

Если у вас политическая система закрытая, ригидная и не хочет коммуницировать с обществом, то у вас эти последствия будут отдалены во времени. Если у вас нет возможности выразить свое настроение путем голосования, как мы это видим в первом мире, значит, это будет откладываться и выражаться другими способами. Наш способ протеста – это неявка на выборы. И это проблема 2016-го, она же – проблема 2018 года. Не хотела бы я быть сейчас политическим менеджером в администрации президента...

Я часто слышу про наши выдающиеся внешнеполитические победы... Мы рутинно называем пророссийскими чуть ли не всех кандидатов, которые побеждают на любых выборах. В чем состоит их пророссийскость? Каким образом нам это выгодно? Совершенно непонятно. Пока ни санкции с нас не снимают, ни санкционный режим не ослабляют. Мы продолжаем списывать долги, в том числе тем странам, которые абсолютно в состоянии их платить, как Монголия, например. Мы ведем войну, которая требует больших расходов, мы несем убытки и потери, мы продолжаем безуспешно заниматься импортозамещением. Где наше триумфальное шествие по миру, в чем оно заключается?

Мы за чудовищные деньги покупаем красивые картинки на обложках западных журналов. Вот единственный профит, который можно пощупать и увидеть собственными глазами. Все остальное – это разговоры. Да, нарисовали много карикатур на Путина, на которых у него вместо глаз – летящие на Алеппо бомбардировщики. Отлично. Что нам за это будет? У нас от этого инфляция снизится, производство повысится, уровень доходов граждан возрастет, нам кто-нибудь даст дешевых кредитов? У нас даже сделка года с "Роснефтью" – чем больше о ней выясняется подробностей, тем больше крепнет подозрение, что это наши же собственные деньги.

Граждане за свою тяжелую жизнь хотят получить хотя бы символическую компенсацию в виде картинки по телевизору. Их по мере возможности кормят этой картинкой, но иногда вмешивается судьба, и красивые картинки не получаются, получается что-то другое. Но этим никого не накормишь. И, судя по тем кривым сигналам, которые мы слышим посредством нашего социологического инструментария, людей раздражает преобладание внешнеполитической повестки над внутриполитической. Их все больше и больше волнует так называемая социальная проблематика, социальная защита, образование, здравоохранение. Все, что связано с детьми, становится политически значимой повесткой. Люди не слышат ничего на эту тему из уст говорящего класса и своего собственного руководства, которое вещает из телевизора.

Ведь экономика действительно не в силах нести такого рода военные расходы, они вполне на советском уровне. В Советском Союзе вся экономика была милитаризована, гражданской экономики не существовало. Тем не менее, процент от ВВП у нас выше, чем в Китае. Это невозможно, Боливар не унесет такой тяжести.

Об агрессии и милитаризме
Споры в социальных сетях – еще одна великая трагедия нашего времени… Боже мой, сколько грубости и насилия, люди ругаются друг с другом в интернете… Морду не бьют друг другу на улицах – и на том спасибо.

Я люблю формулировку, к сожалению, принадлежащую не мне, о том, что авторитарные режимы 20-го века на 80% состояли из насилия и на 20% – из пропаганды, а авторитаризм новой эпохи – наоборот: 80% пропаганды, 20% насилия. Это прекрасный прогресс нравов, это нельзя не приветствовать. Для того, чтобы полноценно раскручивать машину репрессий, нет ни ресурсов, ни человеческого материала, ни, главное, запроса и желания, да и стандарты нынче другие, уровень толерантности к насилию совершенно иной, чем он был в 20-м веке. Поэтому любой нынешний авторитаризм будет информационным. И вообще, политическая и общественная жизнь во многом действительно переместилась в информационное пространство. Это хорошо, потому что там банят, а не убивают – это лучше.

В нашем новом веке общественному мнению любой страны невозможно продать войну как войну, как это было в 19-м и 20-м веке. Новые моральные стандарты не позволяют воспринимать ту идею, что кто-то где-то воюет. Войну можно продать только как гуманитарную операцию.

Поэтому все стороны рассказывают, что они заняты исключительно гуманитарными операциями. Поэтому российскому телезрителю продают то, что мы привезли в Алеппо много всяких полезных продуктов и вещей. По этой самой причине летел этот самолет с артистами, с благотворителями, который рухнул.

Что касается нашей внутренней политики, ее милитаризации или демилитаризации… Понимаете, отбой тут прозвонить не так легко. И армия, и Министерство обороны, и ВПК – это мощные лоббистские группы. Прошедший год показал, с какой яростью и жестокостью сражаются друг с другом группы интересов внутри правящей бюрократии. Я не знаю, какое там единство и унификация путинской власти, на самом деле люди ели друг друга просто без перерыва – это была война всех против всех. Это война за ресурсы, за бюджеты, за сохранение своих структур и за съедение соседних. В ней участвовали все – Следственный комитет, ФСБ, МВД, новая Национальная гвардия, все спецслужбы, правоохранительные органы, прокуратура, армия и Министерство обороны.

Если вы вспомните, осенью этого года у нас вдруг ни с того ни с сего началось ожидание, что завтра начнется третья мировая война. Сейчас об этом уже забыли, но это было, рыли бомбоубежища, клеили на подъездах объявления: сдайте 500 рублей, вам дадут место в бомбоубежище получше.

Но армию и ВПК надо кормить. Их с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь – это мощная группа интересов, она заинтересована в изоляции, милитаризации и в том, чтобы политическая система продолжала покупать угрозу войны, которую они продают. Торговля угрозами – вообще основной модус бытования групп интересов в политической системе типа нашей. Это везде более-менее так, но у нас только так. Каждый ходит со своей угрозой, каждый ее продает и получает за нее бюджетные деньги.


Вот тут начинаются у меня разногласия.
В нашем новом веке общественному мнению любой страны невозможно продать войну как войну

И даже два разногласия. 
Во-первых, войны и 19 и даже 18 века всегда продавались как справедливые. Желательно как оборонительные,(мы были вынуждены, иначе напали бы на нас), а если уж никак не получается, то как спасительные. Вот Россия спасала православных братьев на Балканах (на самом деле - рвалась к контролю над Константинополем и проливами).

Во-вторых, во многих случаях значительная часть общества понимала, что это реклама, и на самом деле страна просто ведет себя как империя - и одобряла это. Так было в прежние века, так есть и сегодня. И установлена четкая корреляция между вторжениями российской армии на территории иностранных держав - и скачками рейтинга Путина. Т.е. страна все понимает - и одобряет войну как демонстрацию мощи и славы, страна рвется к "величию", понимаемому прежде всего как способность к безнаказанному грабежу и убийству.

И Е.Шульман просто не может о том не знать. Значит, подгоняет факты под концепцию. Она ведь во многих местах отмечает, что вот нравы сильно смягчились, отношение к убийству стало иное, уровень насилия стал другим, а нынче уровень ХХ века уже неприемлем.

Отчасти правда. Но только отчасти. Уже ведь тот же ХХ век после Первой бойни заговорили. что человечество осознало, что больше никогда, что принципы цивилизации...
И получили Голодомор, 37-й год, Холокост, тутси - список можно и продлить.
И мне сейчас кажется, что уважаемый политолог немножко нас обманывает и множко "сам обманываться рад".

Мне кажется что это иллюзия - и опасная иллюзия. И что шимпанзе, дремлющий в наших генах, еще вырвется наружу, только на еще более жутком уровне.
И применительно к России - я уже писал об этом - она точно недооценивает "веберовскую компоненту" - применительно к России или Китаю это традиции империализма. А ведь Кончаловский - это же было совсем недавно и не могла она его не читать: 

Ментальность народа не меняется в связи с тем, что вдруг решено покончить с прошлым. К тому же покончить с ним невозможно. Берите пример с Китая: культ Мао Цзэдуна никогда не был развенчан, а страна движется вперед.
Потому что Европа на грани катастрофы — это, кажется, совершенно понятно. Причины катастрофы в том, что, как оказалось, нельзя во главу угла ставить права человека. 


И это говорит человек элиты по рождению, образованию и положению. к тому же очень долго бывший убежденным западником. И для него массовые убийства Сталина и Мао вполне оправданы, а вот критика их - ошибка или преступление. Можно ли надеяться, что масса не одобрит подобного, если оно оправдывает национальное величие - раз Кончаловский вполне готов оправдать?

Мне кажется, что там есть и иные неточности, но эти две представляются принципиальными. Цивилизация пока еще далека от победы над зверем в человеке.
И Шульман недооценивает на мой взгляд роль ментальных традиций вообще и имперского сознания в России - в частности.
Таковы мои главные с нею расхождения