«Циркониевые» блеск и нищета «Адмирала Горшкова»
На модерации
Отложенный
Рискованное «хождение за три моря» нашего лучшего в мире ракетного фрегата вызывает больше вопросов, чем гордости за страну
На фото: фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» (Фото: Ministry of Defence of the Russi/Twitter.com/Global Look Press)
Помните, старый советский хит любимого многими в прежние годы певца Эдуарда Хиля: «Как пpовожают паpоходы? Совсем не так как поезда». Слова этой замечательной песни вспомнились на днях.
А именно — когда президент России Владимир Путин в минувшую среду внезапно решил лично, хотя и в режиме видеоконференции, проводить из Североморска на боевую службу в Мировом океане головной многоцелевой фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Сразу и не упомнишь: удостаивался ли подобной чести хотя бы когда-нибудь любой другой российский корабль? Включая новейшие атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения с межконтинентальными ядерными ракетами «Булава» на борту?
В принципе сразу было понятно, с чего вдруг такая оглушительная политико-пропагандистская «помпа» в самом начале, в общем-то рядового для любого флота события. «Адмирал Горшков» в нынешний поход впервые выступил с принципиально новым ракетным оружием на борту — только что принятым на вооружение гиперзвуковым комплексом «Циркон», государственные испытания которого завершены лишь в мае 2022 года.
Сразу же признанный даже на Западе техническим шедевром, «Циркон», как утверждают, не по зубам абсолютно никаким и ничьим в мире средствам ПВО. Летящая на высоте до 20 тысяч метров со скоростью до 10 тысяч километров в час в облаке раскаленной плазмы эта ракета способна абсолютно неотвратимо поразить любую наземную и надводную цель на дальности до 1000 километров.
На днях в связи с выходом «Адмирала Горшкова» из Североморска на боевую службу американское издание «Military Watch Magazine» так оценило новое оружие российских военным моряков: «Ожидается, что „Циркон“ поможет компенсировать недостаток у России большого надводного флота. И позволит относительно небольшим кораблям, таким как фрегаты класса „Горшков“ и даже корабли размером с корвет, создать серьезную угрозу для флотов, состоящих из гораздо более крупных эсминцев, крейсеров и авианосцев. Российские корабли смогут использовать преимущество своей ракеты в дальности, ее уникально высокую живучесть против систем ПВО и огромный ущерб, который может нанести даже чисто кинетическая энергия ударов „Цирконов“».
«Уверен: такое мощное вооружение позволит надёжно защитить Россию от потенциальных внешних угроз, будет способствовать обеспечению национальных интересов нашей страны», — сказал Путин на проводах. А затем на виду у всей страны зачем-то торжественно приказал командиру фрегата приступить к выполнению задач дальнего похода. Который, как тут же и тоже «телеэкранно» пояснил министр обороны РФ Сергей Шойгу, будет проходить в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Средиземном море.
Не знаю как у вас, но у меня зрелище этих просто каких-то оглушительных проводов «Адмирала Горшкова» в Мировой океан вызвало смешанные чувства.
С одной стороны скорое появление дальнобойных российских «Цирконов» в Средиземном море и в самом деле создаст для сгрудившейся в этих широтах на фоне боевых событий на Украине мощной многонациональной корабельной группировки НАТО куда более сложную, чем нынче, оперативную обстановку. В чем именно она будет заключаться? Рекомендую хотя бы еще раз перечитать экспертную оценку «Цирконов» от штатовского «Military Watch Magazine».
Еще одно очень существенное обстоятельство: с появлением «Адмирала Горшкова» в зоне ответственности постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном море у нас наконец-то появится долгожданная возможность провести ротацию сосредоточенных в сирийском Тартусе основных ударных кораблей.
Прежде всего, в принципе — такого же, как сам «Горшков», только без «Цирконов», второго по счету фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов» с высокоточными противокорабельными ракетами большой дальности «Калибр» на борту. Который безвылазно несет службу у берегов Сирии уже скоро год. С 7 февраля 2022-го. Что, безусловно, уже легло и продолжает ложиться тяжкой моральной и физической нагрузкой на экипаж. Да и сам этот корабль определенно давно нуждается в доковании и в поддерживающем ремонте. Которых база ВМФ РФ в Тартусе предоставить просто технически пока не в состоянии.
Еще дольше «Касатонова» (с 28 октября 2021 года) несет бессменную службу в Средиземном море черноморский фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». И это совершенно беспрецедентно не только для новейших времен нашего флота, но и для практики организации боевой службы в куда более благополучные времена СССР.
Тогда для наших боевых кораблей обычной была практика выхода за черноморские проливы из Севастополя или за Гибралтар с Севера или Балтики на 6−8 месяцев. Год на боевой службе — это уже из ряда вон. Не говоря и о куда более безжалостных для моряков и техники сроках. Как сегодня.
Но как раз сегодня «Адмирал Григорович» попал в переделку уникальной политической сложности. Босфор и Дарданеллы с началом нашей спецоперации на Украине турки закрыли для прохода боевых кораблей всех без исключения государств. Исключение Анкарой сделано лишь для российских черноморцев. Правда, с единственным, однако очень принципиальным условием: вернуться в Севастополь из Сирии они вольны хоть сегодня. Но вот потом, после отдыха, ремонта и пополнения запасов снова в Средиземное море — шиш! Пока на Украине гремят бои.
По той же причине невозможно и подослать в Сирию на смену этому фрегату и любого из его базирующихся на Крым его «систершипов» — «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». Поэтому давно напрашивающийся уход обессиленного «Адмирала Григоровича» с «Калибрами» домой слишком резко ослабил бы боевые возможности России в противостоянии с 6-м флотом ВМС США в этих широтах. Исходя из этого, скорее всего, не видать усталому фрегату отдыха и после прихода в Тартус «Адмирала Горшкова». Но вот «Касатонову» такое счастье наверняка улыбнется. И он тогда скоро отправится на долгожданную модернизацию в Северодвинск.
Чтобы быстренько тоже перевооружиться на «Цирконы».
Словом, у скорого появления «Адмирала Горшкова» в Средиземном море множество просто неоспоримых резонов. Это не подлежит никакому сомнению. Но ведь со слов Шойгу дальнейший план похода этого корабля предусматривает переход еще и в Индийский океан. Понять, для чего Москвой запланировано еще и это, на мой взгляд, совершенно невозможно.
Во-первых, скорая отправка «Горшкова» в столь дальние края после ротации с «Касатоновым», как уже сказано, без вариантов и на достаточно длительное время к радости американцев резко ослабит ударную мощь нашей корабельной группировки в зоне ответственности постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном море.
Но главное, как представляется, даже не это. Главное как раз — «во-вторых». Что пусть даже самый мощный на сегодня в мире ракетный фрегат станет делать в Индийском океане, находясь в одиночном плавании? Кого там-то примется пугать своими уникальными «Цирконами»?
Командование 5-го флота ВМС США, неотлучно несущего там службу? Но для дальнобойных «Цирконов» нашего фрегата при организации ударов на хотя бы близкую к предельной дальность необходимо надежные разведка и целеуказание за пределами технических возможностей собственных радиолокационных станций нашего корабля.
В Средиземном море в этом смысле можно рассчитывать хотя бы на российскую разведывательную авиацию, способную оказывать подобную поддержку при вылетах с находящегося в распоряжении Москвы сирийского аэродрома Хмеймим, способного принимать самолеты любого класса. Ничего подобного на побережье Индийского океана и Красного моря Россия, как известно, не имеет. И это резко девальвирует, полагаю, боевые возможности «Адмирала Горшкова» в тех широтах. Тогда к чему его туда посылать?
Возможно, расчет на нашу космическую разведку? А именно — на строящуюся нами не первое десятилетие на орбитах российскую систему глобальной спутниковой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 14К159 «Лиана»?
Это — вряд ли. Потому что развертываемая с 2009 года концерном «Алмаз-Антей», эта система все еще лишь очень ограничено способна выполнять стоящие перед нею задачи. Основная причина — отсутствие в составе «Лианы» половины от требуемого количества космических спутников активной разведки «Пион-НКС».
В принципе их должно-то быть на орбите всего два. Наряду с пятью уже летающими аппаратами пассивной радиотехнической разведки типа «Лотос», они, по идее, дали бы России возможность контролировать из космоса основные районы Мирового океана. Но первый и единственный пока «Пион-НКС» мы запустили в космос лишь в июне 2021 года под обозначением «Космос-2550». Таким образом МКРЦ «Лиана» стала «одноглазой». Что для любой разведки — сами понимаете. А когда у морской космической разведки появится второй глаз — никто пока и не говорит. Со всеми вытекающими для ударного потенциала «Адмирала Горшкова» в Индийском океане последствиями.
Так ведь и это еще не все. Все сказанное вполне годилось бы для прежнего, мирного времени. Но на земле Украины-то сегодня идет многомесячная битва не на жизнь, а на смерть. А вы только представьте, какой заманчивой целью для противника после утопленного украинцами 14 апреля 2022 года в северо-западной части Черного моря гвардейского ракетного крейсера «Москва» столь далеко от родных берегов может стать совершающий одиночное плавание наш самый могучий фрегат с самыми грозными «Цирконами»?
Спросите: а как до «Адмирала Горшкова» в Индийском океане врагам дотянуться, допустим, из Одессы? Да если хорошенько захотеть и заручиться технической поддержкой США или Великобритании — запросто. Существуют боевые пловцы, которые могут оказаться вблизи российского корабля погрузившись, допустим, с борта проходящего мимо вполне мирного на вид иностранного сухогруза или танкера. Да и автономные морские беспилотные ударные аппараты, подобные тем, что неизвестно каким образом подобрались 29 октября к нашему Севастополю и даже оказались на его внутреннем рейде, — тоже вовсе не умозрительная угроза.
Все это не выглядело бы столь опасным, если бы речь шла не об одиночном корабле, а о полноценном корабельном соединении, осуществляющем эффективную охрану и оборону во всех средах и по всем азимутам. Могла ли Москва организовать нечто подобное?
А почему — нет? Вы только представьте, как бы это выглядело, если бы вместе с «Адмиралом Горшковым» в дальний поход на этой неделе вышел и другой носитель ракет «Циркон» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Тот самый, что с 2013 года проходит решительную модернизацию в Северодвинске, но никак из нее не выберется?
«Адмирал Нахимов» с ядерным двигателем и с 80 пусковыми ячейками для ударных ракет «Циркон», «Калибр» или «Оникс» в любом сочетании и в любом наборе в охранении фрегата «Адмирал Горшков» — вы только представьте эту эпическую картину возле любых берегов! Это, не сомневаюсь, впечатлило бы любого. А более других — Пентагон. Возможно ли было бы такое сегодня?
Да, конечно. Если бы руководители российской судостроительной отрасли были хозяевами своего слова, а поднадзорные им предприятия находились в лучшем, чем сегодня, технологическом состоянии. А то 4 февраля 2021 год генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью информационному агентству «Интерфакс» посулил, что уже через несколько месяцев полностью обновленный «Адмирал Нахимов» выйдет из завода и приступит к испытаниям. А сдача его флоту, уверенно заверил шеф ВСК, состоится не позже окончания 2022 года.
Ау! На календаре вовсю меняются листочки 2023-го. И где тот «Адмирал Нахимов»? Ни слуху, ни духу о новых сроках его выхода в море.
Так что радующую глаз картину совместного плавания двух носителей «Цирконов» нам увидеть еще долго, судя по всему, не суждено. Тогда к чему все это рискованно и не слишком резонно взваливать на плечи экипажа единственного российского фрегата, отправляя его неизвестно зачем за тридевять земель? Как принято говорить — демонстрировать Андреевский флаг в Мировом океане? Кому и что мы этим показываем? Что Россия нынче не в силах снарядить в Индийский океан хотя бы одно-единственное полноценное и вполне боеспособное корабельное соединение?
Сергей Ищенко
Комментарии