Василий Мищенко: «Я занимался частным извозом, работал в ресторане»
«Я занимался частным извозом, работал в ресторане»: Известный актёр и режиссёр Василий Мищенко рассказал о себе, о своих героях и о лихих девяностых
http://zbulvar.ru/archive/ya-zanimalsya-chastnym-izvozom-rabotal-v-restorane-izvestnyy-akter-i-rezhisser-vasiliy-mishenko-rasskazal-o-sebe-o-svoih-geroyah-i-o-lihih-devyanostyh/

Актёр и режиссёр Василий Мищенко хорошо знаком зрителю по фильмам «Один и без оружия», «Национальное достояние», «Батюшка», «Почтальон». Теперь он руководит мастерской «Режиссура кино и телевидения» во ВГИКе. Для него это новый опыт. Мы встретились с Василием Константиновичем в его родном «Современнике», который не так давно переехал в театрально-концертный зал «Дворец на Яузе».
«Приятно ощущать себя частичкой ВГИКа»
— Василий Константинович, почему вы решили заняться преподавательской деятельностью?
— Я уже давно о ней подумывал, но мне казалось, что это должно случиться не сейчас, а чуть-чуть позже. Но жизнь всё расставила по своим местам.
— Волновались, приступая к работе со студентами?
— А как же! У меня был такой страх!
— Как вам ВГИК?
— Я занимаюсь в стареньком помещении на улице Вильгельма Пика. Вся элита советского и российского кинематографа — такие мастера, как Бондарчук, Герасимов, Шукшин, Тарковский, — ходили по этим коридорам, и мне приятно ощущать себя частичкой ВГИКа. Иногда ловлю себя на мысли, что часть меня тоже теперь поселится в этих стенах. Впрочем, новое здание уже построено, и, возможно, мы скоро все туда переедем.
— Вы не раз говорили в своих интервью о том, что недовольны современными молодыми кинозвёздами…
— Это касается далеко не всех. Да, иногда я действительно сталкиваюсь на съёмочной площадке с актёрами, у которых корона выросла после участия в сомнительном сериале. Но, слава богу, есть и хорошие примеры. Посмотрите, сколько молодёжи занято в спектаклях «Современника»! У Галины Борисовны Волчек, художественного руководителя нашего театра, требовательный подход к молодёжи, которую принимают в труппу. Но актёры имеют возможность по-настоящему раскрыться.
«Переживаю, читая новости»
— Вы служите в «Современнике» уже более 30 лет. Сейчас театр процветает, и, несмотря на временный переезд во «Дворец на Яузе», зал всегда полон. А какие воспоминания сохранились у вас о девяностых?
— Для актёров это было очень тяжёлое время. Хорошо помню, как однажды, приехав на «Мосфильм», увидел, что по киностудии крысы бегают! Из «Мосфильма» сделали склад: какие-то люди привозили ширпотреб и продукты в павильоны, где Бондарчук снимал «Войну и мир», сцену бала Наташи Ростовой.

Мне и другим артистам «Современника» повезло: театр давал нам постоянное место работы, зарплату и возможность выжить. Хотя, конечно, приходилось подрабатывать. Помню, как одно время я на своей машине частным извозом занимался, потом по рекомендации друзей работал арт-директором в каком-то ресторанчике. Мне даже говорили: «Что ты сидишь в театре? Давай в бизнес — там больше возможностей!» Но я считаю, что надо заниматься своим делом — тем, что ты умеешь.
— В прошлом году труппа «Современника» поздравила вас с 60-летием в день, когда вы играли в спектакле «Горячее сердце» по пьесе Островского. Читала, что у вас особое отношение к этому спектаклю.

— Мне нравится мой герой, Павлин Павлиныч Курослепов. Несмотря ни на что, он остаётся Человеком. Он осознаёт, что мир вокруг него рушится. Это ощущение актуально для меня и сегодня: я очень переживаю, читая новости. Мир как будто сходит с ума. Мой герой говорит: «Небо валится!» А я, играя его, всё время держу это в голове.
«Высоцкий — мой Пушкин»
— Знаю, что вы дружите со многими российскими рок-музыкантами…
— Так и есть.
Мы хорошо общаемся с Сергеем Галаниным, с Игорем Ивановичем Сукачёвым, с Юрой Шевчуком, который написал главную песню для моего сериала «Батюшка». А вообще, я много-много лет большой поклонник Владимира Высоцкого. У каждого времени есть свой Пушкин. Высоцкий, можно сказать, мой Пушкин.
— Вы общались?
— Да. Мы должны были сниматься вместе в фильме «Наше призвание», рассказывающем о первых советских школах. Режиссёром фильма был Геннадий Полока, который до этого снял «Республику ШКИД» и «Интервенцию», а Высоцкий должен был играть роль секретаря партячейки. Эту роль, уже после его смерти, сыграл Иван Бортник… Высоцкий планировал написать 10 песен для фильма, но успел только одну. В картине я исполнил её от лица своего персонажа.
Как ни странно, после смерти Высоцкого судьба связала меня со всеми его друзьями и родственниками. Иван Бортник, Владимир Иванович Туманов, Валера Золотухин, оба сына Высоцкого… По сценарию Аркадия я снимал свой сериал «Батюшка», с Никитой играл на одной сцене.

— А помните свою первую встречу с Высоцким?
— Конечно! Я был студентом 1-го курса театрального и пришёл на «Гамлет». Помню, как ждал у служебного входа, когда выйдет Высоцкий, хотел поумничать немного: думал, как сейчас задам ему вопрос, на который он не сможет ответить, и вообще «устрою разборку». Наивный, молодой был! И вот стою я в предбаннике старой «Таганки», он появляется, в фуражке, и встречается со мной взглядом. Я сделал к нему шаг и понял, что все слова, которые хотел произнести, куда-то улетучились. Осталось лишь одно: «Здрасьте…» Высоцкий посмотрел на меня, произнёс: «Здоров-здоров!» — повернулся и пошёл. Эти слова я запомнил на всю жизнь.
«Промокашка? Проезжай!»
— Вы много снимаетесь в кино. Вас часто узнают на улице?
— Нет, что вы, я не настолько медийный! Но я нормально к этому отношусь. А соседи, конечно, знают, что я актёр и режиссёр. Всё-таки много лет живём в одном доме и хорошо друг с другом знакомы.

— А что за история была, когда вас с Иваном Бортником перепутали?
— Путали, и не один раз! Мы даже сфотографировались с Иваном Сергеевичем вместе — настолько похожи! Меня, бывало, сотрудники ГАИ останавливали, а взглянув, отпускали: «Промокашка? Проезжай!» Один раз пришлось воспользоваться этим сходством. Я летел то ли из Кисловодска, то ли из Пятигорска. В аэропорту толпа народа — не пробиться: видать, объединили рейсы. Я, как и все, встал в очередь… Вижу: один из работников аэропорта, проходя, как-то странно на меня посмотрел. Потом вернулся — опять посмотрел. Через какое-то время подошёл ко мне и шепчет: «Вы Промокашка?» И я понял: это мой шанс. «Да», — говорю. Он: «Пройдёмте с нами». Вскоре я уже сидел в самолёте. Как только у меня появилась возможность, я позвонил по телефону Ивану Сергеевичу Бортнику и сказал: «Ванечка, спасибо тебе большое, я воспользовался твоей славой». Мы с ним вместе посмеялись.

— Чем вы живёте, кроме искусства?
— Я не умею отдыхать. Да и нет у меня никакого хобби: я живу кино, живу театром, живу режиссурой фильмов. Вот сейчас, если Бог даст, начну делать «Любовь и голуби»: меня пригласили поставить этот спектакль для антрепризы. Теперь ещё и студенты у меня. Лишь иногда вырываюсь к старому другу порыбачить. Бывает, езжу в мужской монастырь за городом Иваново: продукты отвожу, детишкам игрушки покупаю… Хотелось бы, чтобы и дальше всё успевал в том же темпе: и кино снять, и в театре поработать, и спектакль поставить, и роль сыграть…Главное — чтобы здоровья на всё хватало.
Беседовала Елена ХАРО
Комментарии