С Днём рождения, великая страна!

На модерации Отложенный

 

 

 

 

 

 

От автора: «Нынешние пляски вокруг СССР часто напоминают ритуалы каких-нибудь папуасов вокруг „шайтан-машины с неба“. Для одних это великое божество, для других – страшный демон; но ни те, ни другие понятия не имеют, что это за хреновина, как работала и зачем.»

 

Даже несмотря на то, что некоторые видели своими глазами как она с неба звезданулась. А кое-кто, из самых древних и уже явно выживших из ума, утверждает, что даже летел в ее брюхе.
Само по себе это не очень интересно. Ну скачут и скачут. Всё при деле. Но при этом упускается один нюанс, о котором мне вдруг подумалось.
Говоря об СССР и желании туда вернуться, нужно четко понимать, чего люди хотят. Не стоит уподобляться больным на голову либералам и, страшно пуча глазки, рассказывать об ужасах «совка», приговаривая «вы ЭТОГО хотите?! Вы ТУДА хотите?!» Любому, кому акушер не слишком сильно сдавливал голову щипцами при родах, очевидно: нет ЭТОГО люди не хотят и ТУДА не хотят тоже. Было оно или не было, но очевидно, что вспоминая Сталина, люди не в ГУЛАГ хотят и не на линию фронта подо Ржев.
Так чего же они хотят, грезя об возрождении СССР? Очевидно, хотят вернуть то хорошее, что там было. А там было много хорошего. Но главное, чего хотят люди – это вернуть ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне для себя и своих близких. Ощущение, что их дети жить будут как минимум не хуже них. Как, через что – это уже вторично…

 


И тут мне хочется вспомнить об одном феномене эпохи СССР, который меня всегда восхищал. Я говорю о так называемом «первом советском поколении». О людях, которые родились после революции, росли в нищие, голодные 20-е, учились в 30-е и сгорали в огне войны в 40-е. О тех, кто, уходя в безнадежный бой, писал: «Если не вернусь – прошу считать меня коммунистом». О тех, кто поднимал бойцов в безнадежную атаку под лозунг «За нашу советскую Родину». О тех, кто вытащил войну на своем героизме и после войны, ютясь в землянках, отстраивал разрушенные города, поднимал страну из праха. Кто верил в идеалы коммунизма с истовостью неофитов, готовых жизнь отдать за торжество дела Ленина.
Нынешним поколениям, что молодым, что старым, это все кажется глупым и наивным. Но тогда люди верили – и верили искренне. Чем же их так прельстила идея коммунизма? Что такого смогли показать нашему народу большевики, чтобы разжечь в сердцах такой костер?
Убогие либералы любят рассуждать о зомбировании, о «страшной лжи», которой кормили большевики народ, о ГУЛАГе и миллиардах рабов, вкалывавших на всесоюзных стройках. Но надо быть полным идиотом, чтобы верить, что индустриализацию 30-х, Победу, восстановление страны – все это сделали «рабы» и «зомби». Но кто-то же все это сделал!

 

 


Люди вкалывали, не жалея себя, своего здоровья, близких, в таких условиях, в которых современный горожанин не согласится жить даже за очень большие деньги… Сколько историй, когда после войны демобилизовавшийся годами работал где-нибудь в Сибири, а на прежнем месте жительства оставались семьи, жены, дети… Человек бросал всё, забывал о себе, потому что стране был нужен его труд, была нужна его жизнь, вся, без остатка!

И люди шли на это – и шли добровольно, не за какие-то блага или деньги, а за идею.
Что же такого было в этой «адской» идее, сумевшей подчинить сознание нескольких поколений – так, чтобы занять там практически все место, оставив лишь маленькую часть для «быта»? За что люди рвали жилы, жизни свои отдавали? В чем эта сверхидея?
А вот в чем. Если в двух словах и без излишней метафизики, то вот что обещала советская власть своим «рабам» и «зомби». Вы трудитесь не за блага, не за деньги. Вы строите новый мир, в котором не будет неравенства. Где человеку нет предела, где каждый может всё. Где твоими будут и земля, и небо, и звезды – только руку протяни. Где каждый с гордостью сможет сказать «Я – Человек!» Не потребитель, не население, не масса и даже не «свободная личность». А просто – Человек. Исполин, если и не созданный Богом, то равный ему по духу. Где никто не будет задаваться вопросом «тварь я дрожащая или право имею?», «для чего я здесь, зачем родился?», «что важнее в жизни, удовольствия и комфорт или труд и развитие?» Где человек будет шагать по Вселенной, радостно смеясь и сгребая звезды горстями.

 


Эта идея подняла человека за подбородок, указала на мир вокруг и сказала: «Это всё не просто твое. Это всё – часть тебя. Возьми это, впусти в себя и стань исполином».
И люди встали. К печам, станкам, рычагам тракторов и кранов. Чтобы приблизить этот новый мир. Чтобы если не самим, то хотя бы детям обеспечить это будущее. Будущее, ради которого стоит жить. Будущее, ради которого стоит умирать.
Увы, многим пришлось именно что умирать. Проклятая война съела огромную часть этих людей. Прожевала, проглотила, немногих счастливчиков выплюнула. Если бы не война, каких высот смогли бы добиться эти люди! Может быть, мы действительно жили сейчас при коммунизме, не погибни в самом расцвете сил лучшие сыны нации. Ну, да я не об этом хотел сказать.

 


25 лет, как СССР нет. 25 лет мы живем в вакууме, который заполняется самыми примитивными и простыми идеями: «Воруй, бреши, убивай и жди ответного гудка». 25 лет – это возраст. Уже выросли и завели своих детей те, кто никогда не видел Советского Союза. Кто родился после его распада, рос в нищете и голоде его руин в 90-е, учился «делать бизнес» в нулевые. Кто сейчас создает семьи и нет-нет да и задается вопросом «Для чего?» Для чего это вот всё? Что он оставит своим потомкам? Машину, квартиру и счет в банке?
Пришло время денег, где человек – всего лишь их переносчик. Донор для паразита. И венец эволюции сегодня уже не человек, а некий денежный эквивалент. Люди видят это, чувствуют и начинают «вибрировать». Отсюда и все разговоры о «национальной идее», активизировавшиеся в последнее время. И так удивляющая социологов правого и радующая социологов левого флангов ностальгия по советскому времени.
По времени, когда люди умели летать. Сначала – потому что хотели. Потом – потому что могли.