Нефте-газовые переговоры: новый поворот

Нефте-газовые переговоры: новый поворот

Газо-нефтяной спор Беларуси и России в 2016 году разрешить не удалось. Между тем, мало кто заметил, что в повестку этих переговоров Беларусь внесла существенную коррективу.

На это обратила внимание эксперт Татьяна Маненок.

-- Ранее Москва заявила о готовности оказать финансовую поддержку белорусским производителям электроэнергии в целях создания общего энергетического рынка ЕАЭС, который должен заработать с 1 июля 2019 г. Таким образом Москва стремится убрать белорусское «препятствие» на пути создания этого рынка. Ведь Беларусь заявила, что создать единый евразийский энергорынок невозможно без создания единого рынка газа (а его планируется создать в 2025 г.), потому что из-за более высоких цен на газ белорусская электроэнергия на евразийском рынке будет неконкурентоспособной.

Однако, похоже, белорусская сторона скорректировала свою позицию – теперь она говорит не только о создании равных условий для производителей электроэнергии в России и Беларуси, но в целом о равных с российскими ценах на газ, -- пишет Маненок на сайте «Наше мнение». -- «Должны быть сопоставимые, а лучше – равные условия между субъектами хозяйствования для того, чтобы можно было вести разговор по всем четырем свободам экономического союза, а не изюм из булки выковыривать и считать, что остальные должны с этим соглашаться», – заявил белорусский премьер Андрей Кобяков в интервью агентству Reuters 19 декабря.

Он подчеркнул, что Беларусь интересует не столько цена на газ – хотя это, конечно, важно, – сколько разница в ценах между нашими странами.

Если в приграничных регионах РФ цена на газ в 2 с лишним раза ниже, чем в Беларуси, то конкурентоспособность белорусских товаров будет заведомо хуже, чем российских. «Поэтому мы говорим: мы не против, если вы у себя поднимете цены до уровня, сопоставимого с белорусским, мы вам вопросов не будем задавать. Но если вы не можете поднять у себя внутри, тогда приведите цены для Беларуси в соответствии с вашими ценами. Тем более, что на это есть вся договорная правовая база, которая подписана еще в 2011 году», – пояснил позицию официального Минска белорусский премьер.

Таким образом, если в ближайшее время Минску и Москве и удастся снять разногласия по текущему газовому спору (хотя бы для того, чтобы восстановить поставки российской нефти в Беларусь), то белорусской стороной в повестку уже внесен новый пункт – «выравнивания» цен на газ в России и Беларуси.

Кстати, несмотря на то, что по итогам 2016 года по нефти и газу договориться не удалось, по мнению эксперта, Беларусь без газа и нефти не останется. Ведь Москва таким образом ограничила бы в поставках свою 100-процентную белорусскую «дочку» – компанию «Газпром трансгаз Бела ь», которая поставляет газ внутренним белорусским потребителям (с определенной наценкой, что предусмотрено соглашениями при продаже «Белтрансгаза»).

Не останется Беларусь и без российской нефти – «Транснефть» заранее объявила, что в первом квартале 2017 года в Беларусь будет поставлено 4,5 млн тонн нефти. При этом официальный представитель компании Игорь Демин уточнил, что помесячные планы графика можно корректировать. Для справки: для 100%-процентной загрузки двух НПЗ сейчас необходимо около 6 млн тонн.