Обмен ядерными ударами стали обсуждать как реалистичный вариант

На модерации Отложенный

Стратегические бомбардировщики B-52 – один из компонентов ядерной триады США.

Вскоре после начала российской спецоперации в Украине президент США Джозеф Байден распорядился вынести полный вариант Обзора ядерной политики (ОЯП) на рассмотрение конгрессменов, а уменьшенный несекретный – на всеобщее обозрение. Обещано, что США «не будут применять или угрожать применением» ядерного оружия государствам, которые им не обладают. Америка не будет бить по гражданскому населению, а только по тем регионам, где располагаются вооруженные формирования противника и стратегически важные объекты – причем как военной, так и гражданской инфраструктуры.

Байден, став президентом, отрекся от прежней позиции Вашингтона, предусматривающей отказ от использования ядерного оружия первым и обладание им только ради сдерживания вероятного противника.

Обнародованный документ отражает линию «намеренной стратегической двусмысленности» (deliberate strategic ambiguity), ранее опробованной на теме Тайвань-Китай. Соответственно американская ядерная доктрина изложена так, что ее трудно понять потенциальным противникам, к числу которых отнесены Китай, Россия, Иран и Северная Корея. ОЯП базируется на предсказании, что «в 2030-х годах США впервые в своей истории столкнутся с двумя крупнейшими ядерными державами в качестве стратегических конкурентов и потенциальных противников». Оценочно к 2030 году КНР будет обладать 1000 боеголовок на стратегических носителях. Арсенал РФ – в несколько раз крупнее (число только «нестратегических» ядерных боеголовок американцы оценивают в 1–2 тыс.).

Русские его «диверсифицируют» для создания «ядерного щита… под защитой которого можно вести неоправданную агрессию против соседей» и разрабатывают «несколько новых систем… чтобы подвергнуть США, их союзников и партнеров большему риску», – утверждается в документе.

В 2022 году перспективу использования сверхдержавами ядерного оружия в связи с конфликтом в Украине впервые за десятилетия стали обсуждать как реальность. Западные СМИ сообщали о том, что РФ якобы может использовать тактическое ядерное оружие, а НАТО даже предостерегало Россию от такого шага, намекая на «серьезные последствия». На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 7 декабря Светлана Маковецкая попросила президента РФ Владимира Путина сделать «заявление, что Россия ни при каких обстоятельствах не применит первой ядерное оружие» и внести соответствующее уточнение в действующую политику ядерного сдерживания. Путин раскритиковал такой подход: «Но если не применит первой ни при каких обстоятельствах, значит, и второй тоже не применит, потому что возможности применения в случае нанесения ядерного удара по нашей территории сильно ограничены». По словам президента, действующая стратегия РФ построена «вокруг так называемого ответно-встречного удара». Президент при этом признал, что угроза ядерной войны «нарастает», тем не менее Путин постарался успокоить общество, заявив: «Мы не собираемся размахивать ядерным оружием, как бритвой, бегая по всему миру».