Друг мой Вовка (О детских годах Владимира Высоцкого)
Друг мой Вовка
http://zbulvar.ru/archive/drug-moy-vovka/
«На 38 комнаток всего одна уборная…»

«Историческому другу моей юности, знавшему автора этой книги со дня рождения» — так написано рукой матери Владимира Высоцкого на сборнике его стихов «Свой остров». Этот сборник Нина Максимовна издала на свои средства в 1990 году и подарила Леониду Абрамовичу Штурману, другу детства своего сына.

С Леонидом Абрамовичем мы встретились в его квартире, находящейся в знаменитом «доме на ножках» на проспекте Мира. Сюда несколько раз приезжал Владимир Высоцкий. Проспект Мира вообще был родным для поэта. В коммунальной квартире в доме 76 на 1-й Мещанской (позднее переименованной в проспект Мира), где «на 38 комнаток всего одна уборная», он прожил до трех лет, отсюда после начала войны отправился с родителями в эвакуацию. Потом Высоцкий жил некоторое время на Большом Каретном с отцом и его новой женой Евгенией Степановной, а затем снова вернулся на проспект Мира.

Леонид Абрамович часто бывал в этой коммуналке у своей родной тети Гиси Моисеевны Яковлевой и ее сына Миши Яковлева. Это о ней Высоцкий написал в своей знаменитой песне: «Эй, Гиська, мы одна семья, мы тоже пострадавшие…»

— Комнат в коммуналке, конечно, было не 38, а 14, и туалета два, — вспоминает Леонид Абрамович. — Тетя Гися жила рядом с Высоцкими, и маленький Володя заходил к ней, как к себе домой. Когда от Высоцких ушла няня, заразившись от маленького Володи ветрянкой, тетя Гися одно время за ним присматривала.

Как Высоцкий на посту стоял
— Однажды отец Володи, Семен Владимирович, подарил сыну хоккейную клюшку и мячик, — рассказывает Леонид Штурман. — И Володя часто просил нас с Мишкой поиграть с ним. Мне тогда было лет 13-14. Мы специально пропускали мячи в импровизированные ворота, и Вова заливался счастливым смехом.

Как-то он зашел в разгар нашей с Мишкой шахматной партии, причем я проигрывал, и стал просить: «Давайте поиграем, встаньте на ворота». Мне это нытье надоело, и я предложил ему сначала поиграть в военную игру: он должен стоять часовым у склада с оружием, а я буду разводящим караула и никто, кроме меня, не сможет снять его с поста.

Володя согласился. Мы обошли пару раз вокруг стола, затем я поставил его с клюшкой около стола. Минут через 10 он говорит мне: «Лель, когда смена?» Я отвечаю: «Боец Высоцкий, какие разговоры? Когда нужно будет, сниму». Он стоял, стоял, пока в комнату не вошла тетя Гися. И тут разрыдался. Тетя бросилась его утешать, а он сквозь слезы лепечет, показывая на меня пальцем: «Пусть он меня снимет».
Тетя Гися нам с Мишкой влепила. После этого я говорю Володе: «Боец Высоцкий, я вас сменяю, следуйте за мной». Мы обошли стол, и я продолжил игру в шахматы.

И тут Володя подошел к нам и перевернул доску. Я было рассердился, но тут он обнял меня за ногу и снова стал просить поиграть с ним. Мне ничего не оставалось, как согласиться.
Стал артистом благодаря КВН

По словам Леонида Абрамовича, в 1953 году Нина Максимовна Высоцкая переехала в новый 8-этажный дом, построенный по соседству со снесенным. В одной комнате большой трехкомнатной квартиры жила она с Володей, в другой — Яковлевы, а одна комната была общей.
— Все праздники мы отмечали в этой квартире. И, конечно, Вовка всегда был с нами, — рассказывает Леонид Штурман. — Впервые на свадьбе моей сестры я услышал его песню: «Алеша жарил на баяне, гремел посудою шалман».

У Яковлевых часто собиралась молодежь: врач Альберт Аксельрод, журналист Сергей Муратов, телеведущая Валя Леонтьева, Володя Высоцкий… Здесь, на квартире у Яковлевых, и родился знаменитый КВН.
— Когда они сочиняли сценарии КВН, то обычно засиживались до 2-3 ночи. И Вовка всегда был с ними, — вспоминает Леонид Штурман, который тоже был участником посиделок.— Мы все тогда курили, а вот Володя нет. Однажды у нас кончились папиросы, так Вова предложил за ними сбегать и принес нам пару пачек…

Потом Володя признавался Леониду Абрамовичу, что стал артистом благодаря этой компании.
20 уроков английского
— Когда Володя стал знаменитым, он приехал в школу №69, где я был заместителем директора и преподавал английский язык, — рассказывает Леонид Абрамович.— Он попросил меня дать ему несколько уроков английского языка перед поездкой в США с Мариной Влади. С Володей я провел около 20 уроков, ставил ему произношение. У него была блестящая память. Занимались в основном у него дома.

— В 1978 году он приглашал нас на свое 40-летие, — продолжает Леонид Абрамович. — Но моя жена плохо себя чувствовала. Тогда на следующий день он приехал за нами на своем черном «Мерседесе» и повез к себе. Поставил бутылку коньяку, закуску, а сам даже не притронулся к спиртному. Мы сидели, болтали, он поставил пластинку со своей песней: «Нет, ребята, все не так». Зная отношение к Высоцкому наших властей, я очень этому удивился. Но Володя сказал, что эта пластинка выпущена во Франции.

Как-то Володя повез меня в театр и по дороге доверительно рассказал, что у него появилась чудесная девушка — племянница его зубного врача. В то время с Мариной Влади он уже только перезванивался по телефону…

Комментарии