Василий Татищев писал о шести крещениях Руси

На модерации Отложенный

Читаю и перечитываю книгу Кирилла Фатьянова «Семь крещений Руси». Какое богатство по сравнению с официальной современной историографией, знающей лишь единственное крещение Руси – Владимирово, венчающее. И не желающей знать, что христианство с первых веков на Руси стояло, а Владимир лишь придал ему характер религии русской ГОСУДАРСТВЕННОЙ.

Но всегда ли так было? Нет! Во времена Петра Первого историк Василий Татищев насчитывал шесть, хотя бы, крещений. Правда у него как-то путано и без центральной идеи, которая позволяет видеть внутреннюю логику развертывания исторического процесса. Но ведь Татищев не был посвящен в Русскую Северную Традицию, в которую посвящен Кирилл Фатьянов, а вынужден был собирать по крупицам из рукописей своего времени (благо, тогда еще не «утраченных») - и сколько собрал! Едва ли он знал о нераздельности православия - ведь жил уже после никонианской реформы - но сердцем, возможно, чувствовал.

Из трактатов Татищева: «Четвертое Кресчение в славянах… Руси - через Михаила митрополита и показаном чуде незгоревшего Евангелия.

Сие по летом во время Оскольдово, который от грек Рос омянован и в 867 г. Кресчение приял, яко Бароний из Кедрина и Курополата в том и 867 г. сказует тако: «Рос, князь скифский, часто на места поморские нападая, около Чернаго моря разорял и бе от него в Константинополи бедствие немало. Рос той к царю Михаилу [тому лету] послов прислал и святое Кресчение испросил».

Василий Татищев поясняет: «патриарх Фотий в письмах восточным патриархом в том же 863-м объявил и не князя Роса, но народ россов имянует». Князь каких именно скифов? Рос! Россов, руссов.

И присовокупляет еще Татищев: «несумненно, что в Киеве задолго до Владимира идо пришествия Олега Вещего в Киев церковь в Киеве и христиан много было».

Итак, наш Кирилл Фатьянов – продолжатель дела великого русского историка Василия Татищева! Не забудем о семи крещениях Руси и о том, что славяне причерноморской – Тмутараканской – Руси первохристианами были!