О состоянии дел в стране — и соответственно о состоянии умов — можно судить по достаточно большому количеству индикаторов: статистика, результаты выборов, соцопросы. Но есть и еще одно, абсолютно субъективное, но, пожалуй, ничуть не менее значимое «зеркало русской эволюции» — выступления председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, приурочиваемые к очередной годовщине Основного закона. Не всегда, конечно, они посвящаются злобе дня, но на этот раз заголовок статьи Зорькина в «Российской газете» говорит сам за себя: «Конституция против криминала». «С каждым днем становится все очевиднее, что сращивание власти и криминала по модели, которую сейчас называют «кущевской», не уникально», — констатирует Зорькин.
Главная мысль автора — разгул коррупции и бандитизма ставит под вопрос само существование государства. Стране грозит превращение в криминальные джунгли, где все граждане поделятся на две категории: а) немногочисленные вольготно чувствующие себя «хищники»; б) «пища», или «ходячие бифштексы». Пропасть между хозяевами жизни и лузерами будет нарастать, и у обездоленного большинства, пророчит Зорькин, неизбежно возникнет запрос на «железную диктатуру», о которой «станут мечтать как о высшем благе».
В общем, мор, глад, а на десерт — Третий рейх. Описанный сценарий «уже отнюдь не является антиутопией», предупреждает председатель КС.
Однако ответа на вопрос, как сделать так, чтобы страшная сказка не стала былью, в статье нет. Зорькин предлагает лишь не поддаваться панике, а «срочно и трезво заняться изучением... лучших решений мирового опыта». Но уже сама ссылка на заокеанские правовые рецепты является весьма симптоматичной. В прошлом году, для сравнения, Зорькин убеждал граждан России в том, что глобальный кризис «означает... кризис современного правового государства, прежде всего в том его виде, как оно сложилось на Западе».
Впрочем, противоречие между «свежими» мыслями Зорькина и его словами годичной давности лишь кажущееся. Глава КС предлагает ведь заимствовать не политические (вроде парламентского контроля за правоохранительными органами), а сугубо технические западные ноу-хау — в виде нового закона, новой, эффективной спецслужбы или того и другого вместе. Правда, ждать скорых перемен, предупреждает Зорькин, не стоит. И с этим вполне можно согласиться: задача переломить ситуацию, ничего принципиально не меняя, действительно не имеет быстрого решения.
Комментарии