Собачья радость
Далеко не каждый удостаивается чести, чтобы на его могильной плите была высечена эпитафия в стихах, которую к тому же специально написал иностранный граф. Еще более необычен тот факт, что такая эпитафия была сочинена в память о… собаке. Правда, для собаки не простой, а для любимой левретки Екатерины Второй. Царская любимица была похоронена у пирамиды в Царском Селе, которое недавно отметило 300-летие со дня основания.
Граф Сегюр прибыл в Петербург, где ему предстояло несколько лет прослужить послом Франции, в 1785 году. По своей должности граф часто общался с императрицей, которая охотно болтала с остроумным и галантным французом. Однажды, как он пишет в своих воспоминаниях, она сообщила ему, что у нее околела любимая левретка Земира, для которой царица желала иметь стихотворную эпитафию. Сообразительный граф тут же понял намек и попросил Екатерину рассказать о любимой собачке подробнее. «Я полагаю, – ответила императрица, – что вам достаточно будет знать, что она родилась от двух английских собак Тома и Леди, что имела множества достоинств и только иногда бывала немножко зла».
Получив такие «вводные», галантный француз тут же схватил перо и набросал следующие стихи, которые, как он сам пишет, Екатерина потом «чрезвычайно расхвалила»:
«Здесь пала Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянно в своих склонностях, легка на бегу и имело один только недостаток – была немножко сердита, но сердце у нее было доброе…»
Императрица, вспоминает Сегюр, велела вырезать эти стихи на камне, который был поставлен в Царскосельском саду у подножия пирамиды, построенной Камероном позади павильона «Турецкая баня». Рядом с Земирой похоронены еще две другие любимые левретки Екатерины – Том Андерсон и Дюшеса (Герцогиня). Для последней Екатерина эпитафию сочинила сама: «Под камнем сим лежит Дюшеса Андерсон, которою укушен искусный Роджерстон». (Имеется в виду Иван Самойлович Роджерсон – лейб-медик императрицы.) Шаловливая собачка тяпнула медика за ногу, и именно по этой причине англичанин и вошел в русскую историю.
История левретки
В переводе с немецкого левретка означает «игрушка ветра». Эта легкая, миниатюрная и хрупкая гончая, которая, однако, способна загнать зайца. В Италии этих собак до сих пор используют для охоты на ушастых. Особой популярностью они пользовались при дворе Медичи: их опрыскивали духами и отводили места на шелковых подушках. Но происхождение левреток еще более древнее, их держали при дворах египетских фараонов (именно поэтому Земиру похоронили рядом с пирамидой). Мумию левретки обнаружили в захоронениях владык Египта. Согласно легенде, Клеопатра подарила пару левреток Юлию Цезарю, и так они попали в Рим. Оттуда эти грациозные собачки распространились по другим европейским странам. Екатерине двух левреток подарил английский врач барон Димсдейл, который служил в Санкт-Петербурге, делая прививки от оспы.
Екатерина очень любила своих левреток, они жили у нее в опочивальне в корзинках, обитых бархатом. Она часто писала о них своему постоянному корреспонденту барону Гриму так, словно речь идет о знатных особах: «Во главе стоит родоначальник, сэр Том Андерсон, его супруга, герцогиня Андерсон, господин Андерсон и Том Томсон. Этот устроился в Москве под опекой князя Волконского, московского генерал-губернатора. Кроме них, уже завоевавших себе положение в свете, есть еще четверо или пятеро молодых особ, которые обещают бесконечно много: их воспитывают в лучших домах Москвы и Петербурга, как, например, у князя Орлова, у господ Нарышкиных, у князя Тюфякина…».
В мраморе и фарфоре
Разумеется, что левретки императрицы стали объектом внимания художников и даже скульпторов.
Так, Земира изображена вместе с Екатериной на знаменитом полотне Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Правда, картина написана через 20 лет после смерти Земиры и, по другой версии, на ней изображена Герцогиня. Белая собачка фигурирует в описании императрицы в пушкинской «Капитанской дочке». Скульптор Эстеррейх высек левретку в мраморе. Когда Земира скончалась, ее статую изготовили из фарфора в натуральную величину на Императорском фарфоровом заводе по модели скульптора Рашетта. Фарфоровая левретка (29 сантиметров высотой) сидела на подушечке на приступке турецкого дивана в парадной опочивальне императрицы в Большом Петергофском дворце (она и сейчас там экспонируется).
Имя Земиры, как полагают историки, происходит из оперы «Земира и Азор» (по ее сюжету была потом написана сказка «Аленький цветочек»), которую разыграли воспитанницы Общества благородных девиц Смольного института перед Екатериной в 1777 году. Любопытно, что и имя Азор тоже стало кличкой для собак и до сих пор пользуется большой популярностью.
Умные животные
Когда Земира умерла, Екатерина так горевала, что несколько дней не выходила из опочивальни, оплакивая любимицу. Обожала она и Тома Андерсона. «Я всегда любила зверей, – писала императрица, – животные гораздо умнее, чем мы думаем, и если когда-либо было на свете существо, имевшее право на речь, то это, без сомнения, Том Андерсон».
Заваленная государственными делами владычица огромной империи находила время, чтобы описывать забавы своих проказниц: «Леди Андерсон… представляет из себя маленькое чудо и соединяет в этом возрасте все добродетели и пороки своей знаменитой породы. Она уже сейчас рвет все, что находит, всегда бросается и хватает за ноги всех, кто входит в мою комнату, охотится за мухами, птицами, оленями и тому подобными животными вчетверо больше ея и одна производит больше шума, чем ее братья, сестры, тетка, отец, мать, дед и прадед вместе взятые. Это полезная движимая собственность в моей комнате, так как она забавляется всякими пустяками, которые следует унести из моей комнаты, не нарушая обычного течения моей жизни».
В наши дни
После 1917 года левретки из нашей страны исчезли вместе с царями, графами и другими занимательными прелестями придворной жизни. Завезли их назад в Россию только в 1980-е годы. Однако в настоящее время культ левреток возобновился. Каждый год в июле в Петергофе проводится праздник «Игрушка ветра» в честь Земиры. Показывается театрализованное действие. Левретки гордо шествуют по Большому каскаду, собравшиеся слушают отрывки из оперы «Земира и Азор». А в итоге среди собак выбирают Королеву бала.
Юрий Никитин
На фото: «Земира». Императорский фарфоровый завод, Россия, Санкт-Петербург.
80-е годы XVIII века;
Царское Cело. Павильон «Пирамида»
Комментарии