В Москве прошел круглый стол на тему «Есть ли в России правосудие?»

На модерации Отложенный

Выяснить этот злободневный вопрос собрались 24 декабря именитые правозащитники и общественные деятели на круглом столе в Москве. В ходе активного обсуждения участники пришли к выводу, что судебная система России находится в большом кризисе и угрожает нарушением прав и свобод миллионов жителей нашей страны.

Достаточно обратиться к открытой информации, чтобы понять, что российская Фемида фактически предала букву закона. Генеральный прокурор РФ не так давно заявил, что в тюрьмах сидят как минимум 14 тысяч невинно осужденных людей. И это только официальные цифры. По данным правозащитников около 20% заключенных в России сидят незаслуженно или за более тяжкие преступления, чем они совершили в реальности. А 20% - это 128 тысяч человек! Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев озвучил страшную статистику: суды удовлетворяют больше 90% ходатайств о заключении под стражу и 98% — о продлении меры пресечения. Представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что из всех приговоров по уголовным делам в России лишь 0,4% являются оправдательными! Следователи объясняют это «высоким качеством досудебного расследования». 

Однако в отчете о судебной системе России, который представила специальный докладчик ООН по вопросу независимости судей и адвокатов Габриэла Кнаул, отмечалось, что низкий процент оправдательных приговоров «говорит о том, что презумпция невиновности на практике уважается не всегда». «Согласно многим источникам, судьям проще игнорировать плохое качество расследования, чем взять на себя ответственность за оправдание подсудимого. Некоторые судьи, кажется, не в курсе, что обязаны оправдать обвиняемого, если прокурор не смог предоставить достаточные доказательства для его осуждения», - говорится в отчете. Россия занимает второе место по числу жалоб в ЕСПЧ. Только за прошлый год в Европейский суд по правам человека поступило 6 тыс. 712 российских жалоб. Это означает, что люди не могут добиться справедливости в нашей судебной системе и вынуждены искать помощи за рубежом.

Отдельного внимания заслуживают дела об экстремизме. Фактически, согласно российскому законодательству, даже здоровая критика власти - это экстремизм. Динамика количества осужденных за экстремизм растет с каждым годом. В 2013 году за экстремизм осудили 275 человек, в 2014 — 347 человек, в 2015 — аж 424 человека. Согласно статистике судебного департамента при Верховном суде, по статье "экстремизм" не был оправдан ни один обвиняемый (!) За разжигание ненависти или вражды (ст. 282 УК) на скамье подсудимых оказались 168 человек – и все они были признаны виновными. В международной практике экстремизмом признаются насильственные действия, а в России — «предполагаемые намерения», то есть как показывает практика даже критика системы власти. Это, судя по всему, ведет к возвращению 37 года в стране. Об этом предупреждали российских законодателей и Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН), и Венецианская комиссия. Но видимо их никто не послушал? В итоге сейчас экстремизм стал элементом политических преследований, как «враг народа» в советское время?

Первым из спикеров выступил Николай Курьянович, депутат Государственной Думы 4 созыва, а ныне адвокат, защищающий Валерия Парфенова, которого совместно с Мухиным и Барабашом обвиняют в экстремизме за идею принятия закона об ответственности власти перед народом. Кстати, Николай Курьянович, будучи депутатом ГД, неоднократно предлагал отменить 282-ю статью УК РФ. На круглом столе он озвучил мысль, что 282-я статья направлена против всех инакомыслящих, против тех граждан, которые борются за правду. По словам адвоката, уже дошло до того, что в Госдуме обсуждается вопрос о создании целого Кодекса о борьбе с экстремизмом, куда войдет в том числе «пакет Яровой». Отдельной темой Курьянович выделил назначение судей на их должности. Сегодня судебная власть у нас не избирается народом, а назначается президентом. Поэтому судебная власть, по его мнению, в нашей стране незаконна, неконституционна и не правосудна. Как себя ведут судьи на политических процессах это отдельный вопрос. Николай Курьянович на личной практике постоянно видит, что судьями практически не выносятся оправдательные приговоры, особенно по 280 и 282 статьям. Иначе они могут лишиться своей «сытой» должности? Поэтому на таких судебных процессах представители Фемиды, со слов Курьяновича, ведут себя очень жестко, буквально по-хамски, нарушая профессиональную этику судей, а замечания и возражения адвокатов даже не заносятся в протокол. Представляете, до какого беззакония дошло наше «правосудие»? Видимо поэтому, подчеркнул адвокат Курьянович, судьи боятся массовой огласки и практически всегда запрещают видеосъемку на процессах.

Следующим слово взял референт комитета «За гражданские права» Сергей Виноградов. Их служба содействия доступности правосудию провела масштабный анализ работы судов за 2016 год. Итоги мониторинга впечатляют. Судебной системой сознательно нарушается ряд фундаментальных положений, предусмотренных Конституцией РФ.

Фактически не реализуется равенство участников процесса перед законом и судом. Судьи утратили свою независимость и не подчиняются Конституции и федеральному закону. Состязательность и равноправие сторон во многих случаях подменяются активным вмешательством судьи в пользу одной из сторон. Суды препятствуют ознакомлению гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод гражданина хотя и провозглашена, но, судя по всему, не действует. Гражданин остается полностью беззащитным от преступления, совершенного в отношении него судьей; судья остается полностью безнаказанным и не привлекается к уголовной ответственности даже в порядке, определяемым федеральным законом!

Затем выступил Владимир Новицкий, президент российской секции Международного общества прав человека, почетный адвокат РФ. Он отметил, что Госдумой было принято абсурдное количество законов. Как оказалось, их на сегодняшний день более 16000. С точки зрения правоприменения это полный абсурд, потому что в таком нормативном хаосе просто невозможно разобраться. Новицкий также обратил внимание на размытость формулировок в российском законодательстве. В качестве примера он затронул закон об экстремизме, который поражает свой размытостью и позволяет подвести под него все что угодно. «Сегодня мы собрались в этом зале. В принципе мы уже считаемся социальной группой, потому что нет нормативного определения, что такое «социальная группа». А в законе есть уголовная ответственность за разжигание ненависти или вражды к социальной группе. Можно ли такое допускать в законе? Наверное, нет. И вообще термин «экстремизм» - это не правовой термин и должен отсутствовать в праве. Надо бороться не за сокращение законов об экстремизме, а вообще за устранение его из практики уголовного законодательства. Есть конкретное уголовное преступление? Значит, формулируйте позицию так, чтобы она была понятна и не давала возможности использовать ее для движения ни вправо, ни влево, ни в любых других направлениях» - говорилось в выступлении Владимира Новицкого.

Представители движения «За Ладу-Русь» рассказали о вопиющем беспределе, беззаконии и вероятном, по их мнению, сговоре в отношении Светланы Лады-Русь и Марины Герасимовой, которые возглавляли ныне ликвидированную по решению ВС РФ партию «ВОЛЯ». По мнению активистов движения, женщинам предъявлено ложное обвинение в мошенничестве, которого они не совершали. Светлану Ладу-Русь Октябрьский районный суд Самары совершенно незаконно заочно арестовал и объявил в международный розыск. Притом никаких оснований, а уж тем более доказательств ее вины следователем Вячеславом Хаустовым представлено не было. Отдельный акцент был сделан на действиях судьи того же скандально известного Октябрьского райсуда Андрея Теренина, который отправил в СИЗО Марину Герасимову по причине… покупки провокатором на ее имя билета в Москву. Это явно нарушает принцип презумпции невиновности. Доказано, что политзаключенная билет не покупала, была в это время дома, а на видео вокзального кассового зала хорошо просматривается… мужчина характерной наружности работника силовых структур. Герасимова заявила, что у нее нет паспорта: с лета он находится у следователя. В удовлетворении ходатайств адвокатов об установлении личности провокатора, купившего билет, и следователь, и судья отказали. Видео в деле, судя по всему, умышленно взято с самой дальней камеры, записи с других камер всеми силами не были истребованы и изъяты, как и аудиозапись разговора с кассиром. А через месяц следователь и сотрудники ЦПЭ заявили, что срок хранения этих записей на вокзале истек, и записи с этих камер… уничтожены. Сотни присутствовавших на суде были возмущены таким откровенным попранием закона.

Также на круглом столе выступили гражданские активистки Ольга Авилкина и Елена Лобачева, которых обвиняют за распространение якобы экстремистских материалов. Это два разных дела и в обоих случаях отсутствуют доказательства их вины. Зато очевидна явная фабрикация и расположенность судей к сторонам обвинения. Дело Авилкиной впечатлило присутствующих адвокатов тем, что ее обвиняют за распространение материалов по ее электронной почте. По мнению правозащитников, даже если она что-то и распространяла, то в этом случае нет факта публичности. Она вела личную переписку с кем-то и не занималась публичным распространением в Интернете. И, самое главное, следствием совсем не учтено, что в момент якобы распространения вменяемого материала, он не был признан экстремистским ни одним судом! Судя по всему, это явный политический заказ и очевидная фабрикация.

В завершении круглого стола правозащитники сошлись на том, что сегодня крайне необходимо объединять усилия общественности и правозащитников, чтобы вытащить судебную систему из кризиса. Для этого было решено совместно реагировать на проявления беспредела и беззакония в нашей стране, а также помогать невиновным гражданам, которые попали под волну репрессий.