Абсолютный нуль

А здорово звучит: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации! Почти как ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина. С той только разницей, что подземная наша дорога служила и служит людям, принося реальную пользу, а СФФСРФ – структура, по большей части обслуживающая саму себя. С формальной точки зрения, конечно, у верхней палаты парламента имеется своя ниша в системе власти, но только с формальной – а по факту удельный вес и значение Совета Федерации стремятся к нулю. Я бы даже сказал, к абсолютному нулю. По шкале Кельвина, если угодно. Фактически перед нами коллективная машинка для штамповки решений, принимаемых в верхних эшелонах российской власти. Тем же самым, надо признать, занята и Государственная дума – но там многопартийность позволяет хотя бы имитировать видимость содержательной полемики, принципиальных дискуссий о судьбах страны. Думские депутаты, что ни говори, время от времени пытаются заявить о себе как о народолюбивых политиках, готовых отдать все во имя блага родной державы.

А у сенаторов жизнь далека от сиюминутных хлопот. Поездки за границу в составе представительных делегаций – да. «Круглые столы» и выездные конференции – тоже можно. А еще персональные автомобили, привлекательные оклады, целые штаты секретарш и помощников. Нечто вроде элитного санатория для уважаемых людей, причем не только политических пенсионеров из числа бывших губернаторов, но и персонажей иного толка. Вот скажите мне, что до недавнего времени делал в Совете Федерации экс-полузащитник футбольного «Спартака» Дмитрий Аленичев? Дриблинг демонстрировал? А что там делает по сей день сенатор Людмила Нарусова, какую пользу принесла она своим бывшим подопечным – тувинцам и своим нынешним – жителям Брянской области? (Людмила Борисовна, если кто не знает, с осени 2010 года представляет в СФФСРФ именно Брянщину.) Русь, дай ответ! Не дает ответа... Вполне допускаю, что я не слишком объективен по отношению к Совету Федерации и его трудолюбивым членам. Что причиной этому низкий уровень моей профессиональной компетенции: ну не способен я осознать размах деятельности верхней палаты! Одно только утешает меня в моей косности: размах этот не осознает и большая часть российского народонаселения. Чем занимается правительство страны – понимает, чем Дума – с грехом пополам, а вот чем Совет Федерации... Красноречивые данные получили в ноябре социологи фонда «Общественное мнение», опросив две тысячи россиян из сорока четырех регионов страны. Задачей их было выяснить степень доверия граждан к институтам федеральной власти, и вот что оказалось: правительству доверяют 51% опрошенных (не доверяют 26%, а затруднились с ответом 23%), Государственной думе – 31% опрошенных (не доверяют 47%, а 22% четкого ответа не дали). На этом фоне показатели Совета Федерации могут показаться вроде бы и не страшными: 27% этой структуре доверяют, а не испытывают доверия лишь 26%. Только вот беда: целых 47% опрошенных так и не смогли определиться в степени своего доверия к Совету Федерации. Вдвое больше, чем в случаях с правительством и Думой. Нетрудно догадаться, что все эти 47% не представляют себе, чем же занимается СФФСРФ. Грубо говоря, для этих 47% Совета Федерации попросту не существует. Нет его, и все тут. Такой вот политический фантом.

Привидение. Утрирую, скажете? Согласен, утрирую. Иногда СФФСРФ очень даже материализуется. Вот как в начале декабря, когда всю страну облетело сообщение: в Москве задержан 45-летний житель Ессентуков Михаил Беридзе, помощник члена Совета Федерации от Костромской области.

По данным МВД, задержанный торговал теплыми местечками в верхней палате и просил со страждущих до 200 тысяч долларов США. Задержали его при получении аванса за должность помощника заместителя главы Совета Федерации. Обнаружили при обыске чистые бланки с факсимильными подписями членов СФ – на разживу, видимо. В общем, вся страна в этот момент убедилась: Совет Федерации существует, он вполне реален и даже влиятелен, раз уж корочки его ценятся столь высоко. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Нельзя сказать, чтобы верховная власть страны вовсе не замечала никчемности этого института. Не случайно же разговоры о реформе СФФСРФ ведутся постоянно, и некоторые шаги даже делаются. Известно, что с 2011 года новые члены верхней палаты будут выдвигаться только из числа региональных депутатов (каковыми не были ни Аленичев, ни Нарусова) – а сам СФ лишится полномочий подтверждать их сенаторский статус. Повышение авторитета региональной власти? На первый взгляд, да. Только ведь мы знаем, как строятся отношения в российской системе управления, какой вес там имеют неформальные контакты и телефонные звонки. Ничуть не сомневаюсь: если серьезные люди веско попросят брянских политиков провести Л. Б. Нарусову в местный парламент, те найдут способ исполнить просьбу. И продолжит Людмила Борисовна дальше приносить пользу... ну или чем другим заниматься, по ее собственному выбору. Как сказал бы Борис Николаевич: Россия, понимаешь! В общем, ближайшие перспективы очевидны: СФФСРФ, скорее всего, так и останется политической пустышкой. Ну и заодно (или в первую очередь, если угодно) – эффектным фоном и бесплатной трибуной для выступлений своего многолетнего председателя Сергея Миронова. Тот ведь человек энергичный, возможностей пропиариться за государственный счет не упускает: то конкурентов политических куснет к вящей пользе собственной «Справедливой России», то международную политику повадится комментировать, то призовет соотечественников надеть белые ленточки по случаю Международного дня инвалидов.

Последний, кстати, случился ровно неделю назад, и по такому случаю Сергей Михайлович разослал в регионы правительственные телеграммы: прошу, дескать, продемонстрировать инвалидам свою поддержку и свое внимание. И подпись – «Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации». Мне вот, правда, казалось, что инвалидам больше нужны не белые ленточки, а пандусы у подъездов, удобный транспорт, рабочие места. Ну и деньги тоже – причем подозреваю, что средств, затраченных на особо важные депеши, хватило бы нескольким российским инвалидам на месяцы достойной жизни. А если еще прибавить средства, вложенные в изготовление ленточек, – сообщество инвалидов могло бы почувствовать вполне реальную помощь. Совсем не фантомную. Напоследок – эпизод, теснейше связанный с предстоящими новогодними вакациями. Не все уже помнят, что некоторое время назад Сергей Михайлович Миронов публично обещал стране укоротить зимние каникулы, сделав праздничным днем второе мая. Председатель Совета Федерации сказал тогда совершенно конкретно: в нынешнем году, мол, майские праздники еще останутся прежними, но в следующем все точно переменится. И так веско сказал, словно поставил на кон весь авторитет Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, да и свой собственный тоже. Осталось только напомнить, что прозвучало это обещание в 2005 году. С пятилетием, господин председатель!