патология любви в современном обществе.
Слово патология наиболее полно отражает то, что происходит сейчас с тем чувством, которое издавна принято относить к самому возвышенному. Это именно врожденное заболевание, вызванное окружающей средой. Именно об этом я и хочу поговорить сегодня. Капитализм, как идеология современного мира, несовместима с идеологией добра и любви. Это не обвинение, это констатация факта, который будет обоснован ниже.
Итак, что такое капитализм. Это идея, построенная на коммерческом успехе как высшей ценности жизни, как принято сейчас говорить, money rules the world. Самая популярная операция капитализма – обмен товарами, услугами. Но в последнее время под эту категорию попадает всё: чувства, эмоции, радость – вся жизнь буквально начала оцениваться в денежном эквиваленте. Но реальны ли эти чувства? Эти чувства возможны лишь в тот момент, когда у тебя есть деньги, т.е. когда денежный поток идет с твоей стороны, а чувства с той же частотой идут к тебе в ответ как естественная реакция. Господство денег вытеснило любовь, так как очень сложно продать галлон любви за 80 долларов.
Задайте себе вопрос? Верите ли вы в дружбу, любовь (далее условимся понимать под любовью понятие самое широкое: любви к людям, себе, миру, Богу etc)? Сейчас все чаще слышится, что любви не существует, и , возможно, в условиях капиталистического мира преобладающее количество людей не умеют любить, даже вопреки собственному желанию, ведь общество диктует иную доктрину. А те, кто верят? В чем заключается суть этой веры? – «Это просто вот существует, так что ли?». Возможность обретения любви реальна, и вера есть тому не подтверждение и не оружие защиты от людей, которые говорят, что любви не существуют, а напротив – это реальное средство для обретения этой любви. Вера как средство. Любовь – это, прежде всего способность, а чтобы способность была развита, она должна глубоко «укоренится», т.е. иметь корни и ориентиры внутри тебя, составлять твою ценностную ориентацию. И соответственно, если ты любишь одного человека, то ты любишь в нем всех людей.
Современный мир, что это? Это мир корпораций, мир крупного бизнеса, в котором даже политики перестают играть определяющую роль, экономика сама стала двигать мир, но совершенно неупорядоченно и произвольно, совершенно не думая о последствиях. На что ориентирован крупный бизнес? На прибыль и потребителя. Думает ли одна корпорация о том, какие будут последствия (не финансовые риски, а культурные и общественные аномии) через год, два, три, в следующем поколении. Нет. Капитализм готов заниматься одним: оборачивать корыстолюбие и сребролюбие в предприимчивость, похоть – в нежную страсть, а порнографию и сортирный юмор – в демократичность; и ему это прекрасно удается. Если раньше человек всячески старался подавить и изжить животное начало, то теперь, простите за выражение, животный образ жизни становится приемлемым. Зачем учиться любить, когда все условились не учиться, зачем учиться думать, когда от тебя этого не просят, вопрос сейчас строится именно так: нет никакой необходимости, что-либо обдумывать и делать, главное – просто заплатить и все твои нужды будут в миг удовлетворены.
Об этом поподробнее. Капитализм не просит создавать шедевров, до которых нужно доходить умом, он просит простого и понятного: показывать хорошие картинки, счастливые лица. Но в момент, когда человек сталкивается с жесткой действительностью, его сознание начинает формировать две противоположности мира: хорошего и плохого. Причем хорошее – это то, что ты видишь в кино: это постоянные кутежи, радость моментов, жизнь по принципу «Capre diem и баста», а плохое – то, что вне пределов капитализма и его идей: моменты совместного роста, переходный возраст, тяжелые падения. Но вот верно ли такое восприятие и к чему оно ведет?
Про любовь сказано однажды: «Любовь и влюбленность это как костер – на влюбленность подуешь – костер потухнет, подуешь же на любовь – она разгорится еще сильнее». Но что говорит идея капитализма: «Не надо никакого ветра – пришло и ушло – потухло, иди и зажги новый огонек». То есть в капитализм не вложена идея душевного роста, она полностью исключена. Капитализм сугубо материален, он верит только в сущее, и как следствие – он не может верить в любовь. Тут нет ресурсов, нет организации производства – тут есть внутренние созидание, которое может ощущаться лишь в собственном счастье и уверенности.
Фрейд писал, что человеком движет страх перед смертью. Но какой человек боится смерти? Тот, что привязан к этому миру материи, тот, кто не верит в грядущую жизнь, а суть этой грядущей жизни плоть от плоти суть любви – вера. То есть отчасти нынешний капитализм, становиться безбожным, как и его адепты. Но тут возникает противоречие? Ведь Капитализм дает нам продукт деятельной любви к человеку: продукты питания, жилье, и т.д.
Но вопрос в том, что капитализм – это система, в которой материальные блага достаются неравномерно: либо тебе, либо мне, в зависимости от того кто сильнее, проворнее, коварнее и циничнее.
Капитализм разрушил понятие любви, оно уже патологично. Дети думают о том, как они несчастны, когда у них нет карманных денег, которые они пойдут и бездумно потратят. А многие родители думают, что счастье детей в том, чтобы дать им достойное жилье, еду и средства к существованию, но из всей этой схемы исключается один большой фактор – любовь человеческая.
Капитализм – это система, у которой есть ее реальное наполнение – деньги, в современном мире они нужны не только для товарообмена. Люди покупают на них счастье в виде наркотиков, псевдопривязанностей, алкоголя, покупок. Деньги завоевывают все новые и новые рынки. Деньги стоят против любви. На деньги ты можешь купить машину, квартиру, т.е. физический комфорт, на любовь ты можешь приобрести только духовные блага и спокойствие. Многие скажут, любовь – это эфир, это ничто, как это потрогать, в чем ее важность? Но в ответ говорит лишь одно обстоятельство, человек перестал быть счастливым, потому что перестал чувствовать это счастье. Для более полного понимания скажу: «Не в деньгах счастье, а в их наличии». Верно? А также: не в Солнце счастье, а в том, что оно светит. Это идеология настоящего времени – главное получить, потребить, короче говоря, общество потребления в полном цвете. И тут как следствие выводится новая формула: «Не в любви счастье, а в том, чтобы ее получать». Но, прийдя к подобному выводу, задайте себе несколько вопросов. Что лучше, когда солнце светит на тебя или когда светит изнутри тебя? Что лучше получать деньги или самому их печатать? Что лучше быть любимым или самому любить, чтобы быть самодостаточной и неущербной личностью? Я думаю, ответ очевиден.
Но сейчас капитализм действует как независимая сила, которую нужно «знать», чтобы быть успешным, которая действует ни с кем не советуясь. В то время как на самом деле капитализм – это лишь средство для достижения счастья, но вот от того, какая сила им управляет, деструктивная или прогрессивная, зависит и уровень духовной и физической силы общества. Мы даем рынку диктовать, когда нам есть, а когда нет. Он лишает и дает нам возможность жить в роскоши или ютиться в нищете. Но почему, кто наделил его таким правом? Мы сами: эпоха индустриализации, империализма, дикого капитализма – это всё наших рук дело, по той простой причине, что нам хочется потреблять. Но что нужно человеку? Важен не хороший уровень потребления, но хороший уровень усвоения, который, очевидно, не поспевает за этим все растущим и искусственно созданным аппетитом человека.
Миром правит идея утопии под названием: «Все сыты и довольны». Но в корне этой идеи сокрыта другая истина: сытыми хотят быть все, но одни будут ходить босые, а другие будут ездить в лимузинах. И вне зависимости от среды, из которой пришел человек, он всегда во власти этого образа: «Если я не сожру, кто-то меня сожрет». И это не критика капитализма – глупо отвергать что-то, не предлагая свое, и вообще глупо что-либо разрушать, т.к. любое разрушение как следствие всегда имеет общественно-вредный компонент, это скорее критический взгляд на сложившуюся ситуацию. Как правильнее выразиться: Мы выбрали правильное средство передвижения, но только используем его неправильно. Мы выбрали капитализм как естественную вытекающую экономическую модель, но мы пошли по пути деструктивному, избрав в качестве движущих сил потребление и накопление, хотя правильнее было бы пойти по пути прогрессивному, где движущими силами были бы любовь к человеку, перераспределение, взаимопомощь, единство. Тогда модель капитализма, перефразируя известную фразу Александра Дубчека, была бы «с человеческим лицом».
Напоследок, хочу сказать, что патология любви будет усиливаться, так ценности западного мира приобретают масштабный характер, сейчас их объединяют как процесс глобализации, который для сглаживания конфликтов и удовлетворения претензий антиглобалистов, поменяет тысячу раз свое название. Заметьте, что официально глобализация – это процесс, направленный на экономическое и культурное сближение стран, однако это снова гнилой продукт в радужной обертке. На практике это сближение исключительно экономическое, причем не двустороннее, а одностороннее, где основные выгоды приобретают «глобализаторы». Вроде бы ценности толерантности, культурного сближения, любви друг к другу прекрасны, однако на деле это всего лишь фикция. Глобализация – очень агрессивный процесс: либо вы с нами, либо вы с нами, тут без вариантов. Это из серии, что мы будем воевать за мир. Как говорил покойный генерал Пиночет: «Общественно-опасные элементы как гангрена – их можно только ампутировать». Поэтому это служит еще одним подтверждением того, что любовь и современный капитализм несовместимы, что при их скрещивании получится патология любви.
Комментарии
Простите, но я... я не пойду на это "мероприятие"... потому что верю, что Любовь "переживет" всех нас...
но я вот зацепился за фразу "...перераспределение, взаимопомощь, единство...". можно уточнить каковы механизмы перераспределения, взаимопомощи итд? опишите модель, по которой всё работает... я уже достаточно долго ломаю голову над такими проблемами, но видимо не достаточно))) очень было бы интересно выслушать точку зрения и поспорить :-)