Пропуск в рай

Мусульманские духовные вожди объявили самоубийство ради смерти врагов ислама видом почетной мученической смерти еще в 70-е годы 20 века. В декабре 1981 года террорист-самоубийца впервые взорвал себя в посольстве Ирака в Бейруте. Тогда погибли 27 человек, несколько сотен получили ранения. Одними из первых крупных атак с участием смертников стали подрыв казармы, где погибли около 50 американских солдат из 82-й воздушно-десантной дивизии, а также взрыв у штаб-квартиры французских войск в Бейруте 23 октября 1983 года.

В 21 веке использование смертников стало основной практикой исламистов. Прежде считалось, что в “шахиды” идут в основном представители беднейших слоев, однако в последнее время среди них достаточно и образованных людей, имевших хорошо оплачиваемую работу. Единственно общее у всех этих “ходячих бомб” - отсутствие социальных связей и подверженность внешнему влиянию. Это обстоятельство усиливается практически полной изоляцией будущего смертника от контактов непосредственно перед совершением теракта. При наличии социальных норм, одобряющих совершение терактов, усиливается эффект подражания, следования указаниям религиозных авторитетов. Поэтому исламисты часто делают смертниками подростков, поскольку они более внушаемы.

Из общей массы террористов выделяются несколько групп. “Камикадзе”, идущие на верную смерть и знающие, что погибнут, составляют не более 2% от их общего числа. Для них главное – красиво умереть. Они считают, что после гибели душа их прямиком отправится в рай. Гораздо больше террористов, готовых умереть “за дело”, но не стремящихся к красивой смерти - для них важно всеобщее внимание. Таковых насчитывается порядка 30%. Но больше всего наемников – примерно каждый второй. Они заранее подписывают контракт, для них главное – получить за теракт деньги. При этом они вовсе не хотят умирать. Даже идя на риск, они надеются, что “все обойдется”.

Использование смертников дает лидерам радикальных исламистских организаций высокую доступность к объекту воздействия и относительно низкую стоимость подготовки самого теракта, возможность совершения атаки в наиболее подходящий момент, значительный общественный резонанс, гарантию освещения в СМИ, демонстрацию возможностей бандподполья, а также гарантию, что исполнитель не попадет в руки спецслужб и не выдаст заказчиков.

В РФ с 1999 года и до сего дня исламистами организовано более 70 терактов с участием смертников. При этом наблюдается стремление властей преуменьшить масштаб явления, когда теракты подаются СМИ как техногенные аварии или следствие неосторожного обращения с взрывчатыми веществами. Хотя можно смело утверждать, что исполнителями были смертники.

Система привлечения, психологической и специальной подготовки смертника к возложенной на него миссии отработана всесторонне. Самопожертвование мотивируется необходимостью защиты почитаемых мусульманами ценностей от посягательств, от давления внешних сил или собственных правящих режимов, направленного на размывание сложившихся традиций и норм жизни. Готовность к суициду усиливается неблагоприятными социальными факторами. Известны случаи, когда для отдельных акций их набирали за неделю до проведения.

Как правило, вербовка проходит в исламских образовательных центрах, спонсируемых радикалами или находящихся под их влиянием, а также в мечетях в процессе религиозного обучения и проповедей. Тема смерти во имя Аллаха обсуждается с группой студентов. Проповедник тщательно следит за реакцией молодежи. Тех, кто проявляет повышенный интерес, выделяют из общего числа студентов или прихожан. Проявившим убежденность и хладнокровие позволяется приступить к следующему этапу, в котором кандидат “исчезает” из своей семьи и начинает детальное изучение аспектов будущей миссии. Освоение взрывных устройств и техники их применения происходит, как правило, на последней стадии, чтобы не посеять у кандидата сомнений в правильности выбора. Тогда же начинаются физическая подготовка и психологическая “доводка” к путешествию в один конец. На выполнение задания смертник направляется из мечети в сопровождении группы поддержки. К этому времени уровень его психологической готовности настолько высок, что он проходит мимо сотрудников служб безопасности и приближается к цели без тени волнения. Совершая акт самоуничтожения, смертник обычно улыбается, предвкушая ожидающие его загробные удовольствия. Эту улыбку отмечали многие находившиеся в местах совершения террористических актов свидетели.

Что касается поощрения смертника-исламиста, то, по словам его “учителей”, он за свой поступок получает загробную жизнь в раю, возможность видеть лицо Аллаха и благосклонность 72 юных гурий, ублажающих его на небесах. А кроме того, обеспечивает путевки в рай 70 своим родственникам или ближайшим друзьям. Семьи смертников после терактов щедро вознаграждаются - на их содержание по некоторым данным ежегодно выделяется до 70 миллионов долларов: половина средств из стран Персидского залива, 35% – из Европы, в основном из Великобритании, 15% – из США.

Если говорить о специфике РФ, то, с учетом общественно-политической ситуации и постоянного заигрывания “кремлевских” с исламистскими структурами, можно смело прогнозировать дальнейший рост террористических угроз, в том числе с использованием смертников. Уже в ближайшее время это может стать для нас проблемой номер один.