Только русские умеют брать неприступные крепости

226 лет назад в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. наши войска под командованием Александра Васильевича Суворова,  22/24 декабря 1790 года взяли "неприступную" турецкую крепость Измаил и одержали одну из самых ярких побед в истории России.

Ранее в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. победа России открыла выход к Чёрному морю. Но по условиям Кючук-Кайнарджийского договора крепость Измаил, с 1711 года служившая базой русской Дунайской флотилии, осталась за Турцией.

В 1787 г. Турция, поддерживаемая Англией, Францией и Пруссией, потребовала от России пересмотра договора с целью возврата Крыма, отказа от покровительства Грузии, осмотра русских торговых судов, проходящих через Босфор и Дарданеллы. Получив отказ, 12 (23) августа 1787 года Турция начала военные действия.

России нужна была победа, чтобы принудить Оттоманскую Порту первой искать мира и отказаться от планов агрессии. Без взятия крепости Измаил о победоносном завершении войны нельзя было и думать.

Измаильская крепость была ключевым объектом турецкой обороны и, находясь на левом берегу Килийского рукава Дуная, прикрывала важнейшие стратегические направления. Падение Измаила создавало возможность прорыва русских войск за Дунай в Добруджу, что грозило туркам потерей огромных территорий и даже частичным развалом империи.

Готовясь к войне с России, Турция максимально укрепила Измаил. Фортификационными работами занимались лучшие немецкие и французские военные инженеры. Крепость стала одной из самых мощных в Европе.

Все военные специалисты Европы считали крепость Измаил  неприступной.

Высокий вал, крепостной ров шириной 12 и глубиной до 10 метров, заполненный в некоторых местах водой на глубину до 2 м. Гарнизон насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий. Комендантом крепости был один из опытнейших турецких военачальников Айдос Мехмет-паша. Русские войска насчитывали 31 тыс. человек и свыше 500 орудий.

Лорд Байрон писал:

«Тот город Измаил. На левом берегу

Протока левого стоял он над Дунаем.

Дома восточные, но крепость, не солгу,-

Перворазрядная, второй такой не знаем.»

Суворов после осмотра Измаила заключил: «Крепость без слабых мест». Чтобы имитировать подготовку к длительной осаде, в 300-400 м от крепости были построены осадные батареи, а для маскировки начала атаки в течение нескольких ночей до штурма пускались ракеты.

Закончив за 6 дней подготовку штурма, 7 (18) декабря Суворов направил на имя командующего турецкими войсками Айдозли-Мехмет-паши ультиматум с требованием сдать крепость во избежание напрасного кровопролития.

Ответ сераскира был таков: «Скорей Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил«. После отказа турок капитулировать, крепость подверглась двухдневному артобстрелу.

 

На военном совете накануне штурма Суворов сказал: «Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала. Нам остается, в третий раз, или победить, или умереть со славою. Правда, что затруднения велики: крепость сильна, гарнизон — целая армия, но ничто не устоит против русского оружия.

Мы сильны и уверены в себе. Напрасно турки считают себя безопасными за своими стенами. Мы покажем им, что наши воины и там найдут их. Отступление от Измаила могло бы подавить дух наших войск и возбудить надежды турок и союзников их.

Если же мы покорим Измаил — кто осмелится противостоять нам? Я решился овладеть этою крепостью, либо погибнуть под ее стенами». В конце военного совета Суворов сказал: «Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра — победа либо славная смерть». Участь Измаила была решена.

В пять с половиной часов по полуночи русская армия начала штурм. После стремительного захвата важнейших укреплений нашими войсками, завязались упорные уличные бои. Жестокая битва продолжалась в ходе штурма одиннадцать часов и прекратилась только тогда, когда русские по грудам неприятельских трупов смогли овладеть последним строением, мужественно защищаемым вторым комендантом города, пашой Ибрагимом. В 4 часа пополудни все было кончено, и Суворов донес Потемкину: «Российские знамена развеваются на твердынях Измаила».

При штурме Измаила особо отличилась колонна генерала Михаила Илларионовича Кутузова, взявшая Килийские ворота.

Дважды атаковали янычар в районе гранитных Килийских редутов солдаты будущего победителя Наполеона М.И. Кутузова, и дважды отступали под натиском врага.

Кутузов, взяв из резерва Херсонский полк, в третий раз повел своих гренадеров на штурм и все-таки овладел бастионом.

Кутузов первым поднялся по штурмовой лестнице на стену, сбил саблей двух янычар и установил штурмовой флаг, солдаты воодушевленные примером командира, ворвались в бастион и в яростной рукопашной схватке уничтожили турок.

За умелое руководство боем и личную храбрость Суворов назначил М. Кутузова комендантом города. Гарнизон Измаила потерял при штурме 26 тысяч убитыми и 9 тысяч ранеными, русские войска – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч ранеными.

Взятие Измаила явилось выдающимся образцом ускоренной атаки крепостей комбинированными действиями сухопутных войск и речного флота, в результате чего была уничтожена армия численно превосходящего противника.

Успех штурма обеспечили внезапность действий, тщательность и скрытность подготовки войск, одновременность удара всех колонн и тесное согласование действий между ними. Армия, взявшая Измаил, по численности уступала гарнизону крепости — случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. 

Это сражение знаменовало собой важный этап в развитии военного искусства, выявило преимущества открытого штурма крепостей по сравнению с методами длительной осады, господствовавшими в те времена на Западе.

Суворовский опыт поучителен еще и обучением войск в условиях, близких к боевой обстановке в период подготовки штурма. Каждый солдат знал «свой маневр», был уверен в себе и в общей победе. Суворов писал: «Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, отмечая при этом: - Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения».

Благодаря полководческому таланту Суворова при штурме Измаила эффективно использовалась артиллерия, было хорошо налажено взаимодействие между группами и колоннами, а также сухопутными войсками и судами флотилии. Русские войска продемонстрировали также искусство тактики уличных боев.

Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными, русские войска - 1815 убитыми и 2445 ранеными.

Победители захватили богатые трофеи: 265 орудий, 42 судна, 345 знамен и бунчуков, большое количество оружия и материальных ценностей, которые янычары награбили по всему Дунаю. Комендантом крепости еще во время штурма был назначен Кутузов, проявивший особое мужество во время боя.

Падение Измаила потрясло Оттоманскую империю, русские войска вновь покрыли себя неувядаемой славой, способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Победа над Измаилом изменила стратегическую обстановку в пользу России, вынудив Турцию к переговорам о мире. В 1792 году между россией и Турцией был заключен Ясский мир, который подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по реке Днестр. Таким образом все северное Причерноморье от Днестра до Кубани закреплялось за Россией.

В своем рапорте А.В. Суворов писал: «Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят… Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения».

Выдающейся победе русского оружия Гавриил Романович Державин посвятил гимн «Гром победы, раздавайся!»,считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.

По материалам:

http://www.ug.ru/archive/2497 

http://contrpost.com/2016/12/22/dunaj-ne-ostanovilsya-a-nebo-ne-upalo-o-sile-russkogo-duha/ 

http://wars175x.narod.ru/1790_02.html 

http://rusplt.ru/wins/shturm-izmaila-suvorov-20440.html